Даргях-заде, Расим Ильяс оглы
Расим Ильяс оглы (Ильясович) Даргях-заде (род. 19 февраля 1944, Кировабад) — советский и российский деятель кино, президент Гильдии организаторов кинопроизводства и кинопоказа (1997—2005), секретарь Союза кинематографистов России (1999—2005), бессменный директор и художественный руководитель «Дома Ханжонкова» (c 1990 года). Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2003). БиографияРасим Даргях-заде родился 19 февраля 1944 года в городе Кировабад Азербайджанской ССР в знатной потомственной интеллигентной семье выходцев из Карабаха. В 1961 году окончил среднюю школу № 4 города Кировабада. В 1967 году окончил очное отделение Азербайджанского института нефти и химии, а в 1987 — вечернее отделение Московского института управления. С 1964 года печатается в периодических изданиях по проблемам кинокультуры. В 1967—1971 работал в Институте физики Академии наук Азербайджана, а также сотрудничал в качестве внештатного лектора с Азербайджанским отделением Бюро пропаганды советского киноискусства Союза кинематографистов СССР. В 1971 году в газете «Баку» опубликовал статью «Почему мы редко ходим в кино?», в которой выступил с реформаторскими идеями совершенствования организации кинопроката и рекламы отечественных фильмов, в частности выдвинул идею превращения кинотеатров, как наиболее распространенных очагов культуры, в многопрофильные культурно-развлекательные центры, создания в них специализированных залов показа авторского кино, архивного кино и повторного проката классики киноискусства. В 1972—1975 аспирант ЭНИНа им. Г. М. Кржижановского в Москве. Занимался экспериментами в области высоковольтного газового разряда и молниезащиты, по результатам исследований опубликовал, в соавторстве, несколько статей в советских и зарубежных научных изданиях. В 1976—1987 научный сотрудник ЭНИНа. Одновременно активно участвовал в общественной жизни Октябрьского района Москвы. В 1979—1980 годах участвовал в организации шефской помощи комсомольцев и молодежи Октябрьского района строительству Олимпийских объектов в Лужниках и на Олимпийском проспекте. В 1982—1986 возглавлял Штабы шефской помощи комсомольцев и молодежи Октябрьского района на строительстве гостиницы «Октябрьская» (ныне «Президент-Отель»), здания Картинной галереи на Крымском валу (ныне Центральный дом художника и Третьяковская галерея на Крымском Валу), новых корпусов завода «Красный пролетарий» у метро «Калужская», реконструкции Октябрьской площади и сооружения там монумента В. И. Ленина по проекту Льва Кербеля. Лев Ефимович Кербель предлагал Расиму Даргях-заде работу в созданном при его участии Советском фонде культуры, однако Расим решил реализовать идею кинотеатра-клуба. С 1987 года начал профессионально работать в киноиндустрии, и в том же году его предложения были опубликованы в «многотиражках» Советского Союза в рамках репортажа с первомайской демонстрации на Красной площади в Москве. Работа в киноиндустрииВ следующем, 1988 году Даргях-заде создал один из первых в Советском Союзе кооперативов «по комплексному обслуживанию кинозрителей» — «Друзья кино». С 1990 года — директор «Дома Ханжонкова». С 1992 года — член Союза кинематографистов. С 1997 года — президент Гильдии организаторов производства и проката фильмов Союза кинематографистов России, отработал на этом посту два четырёхлетних срока. За время работы выступал от имени Гильдии с рядом инициатив по коренному улучшению проката российских фильмов, их маркетинга и рекламы. С 1998 по 2000 год — член Федерального Совета по кинофикации и кинопредпринимательству Госкино России. С 1999 по 2005 год — секретарь правления Союза кинематографистов России. Под руководством Расима Даргях-заде были возрождены исторические традиции одного из старейших центров кино Москвы и России — кинотеатра «Москва» (бывший «Горн», «Межрабпом», электротеатр «Пегас» Александра Ханжонкова), под новым названием — «Дом Ханжонкова». Благодаря последовательной и целенаправленной деятельности Расима Даргях-заде на посту директора и художественного руководителя «Дома Ханжонкова» многие образцы российского дореволюционного киноискусства, произведённые кинофирмой «А.Ханжонков и К°», стали частью современного культурного обихода. Обществу были возвращены полузабытые имена первых «звёзд» российского кино: Александра Ханжонкова, Василия Гончарова, Евгения Бауэра, Веры Холодной, Ивана Мозжухина, Владислава Старевича, Веры Каралли, Витольда Полонского, Петра Чардынина. Под руководством Расима Даргях-заде «Дом Ханжонкова» был дважды занесен в книги рекордов: Гиннесса в 1992 году и России в 1999 году за наибольшее количество фильмов, показанных на одном экране за год. В период с 1990 по 2000 год в «Доме Ханжонкова» было проведено более 250 кинофестивалей, ретроспектив, тематических и жанровых кинопрограмм. «Дом Ханжонкова» учредил и вручал ежегодно более 60 кинонаград. Писатель и журналист Александр Кикнадзе, председательствовавший в жюри конкурса «Гамбургский счёт», в котором на фестивале «Любить кино!» соревновались ленты раннего кинематографа, российского и западного, вспоминал:
Всего в Доме Ханжонкова по инициативе и под руководством Расима Даргях-заде проводились 7 регулярных кинофестивалей:
В начале 2000-х годов к «Дому Ханжонкова» стали предъявляться претензии имущественного характера. Руководство Управления делами Президента (УДП), на баланс которого в середине 1990-х годов было переведено помещение «Дома Ханжонкова», подняло кинотеатру арендную плату до сумм, которые «Дом Ханжонкова» смог бы заработать лишь за несколько лет. В результате кинотеатр не смог выплачивать требуемые с него суммы арендной платы и к середине 2004 года оказался под угрозой закрытия. Расим Даргях-заде и коллектив киноцентра решительно встали на его защиту. Ходатайства и телеграммы в защиту «Дома Ханжонкова» в адрес президента России Владимира Путина направили более 50 видных деятелей культуры. Несмотря на это, 29 декабря 2004 года кинотеатр был выселен и закрыт, а историческое здание вскоре было передано руководством УДП в аренду повару из Италии. Позднее директор «Дома Ханжонкова» Расим Даргях-заде, в обращении к Владимиру Путину, охарактеризовал эти события как рейдерский захват.
Это обращение не возымело действия: здание «Дома Ханжонкова» было перепрофилировано, перестроено и больше не использовалось для кинопоказов. Расим Даргях-заде принимал участие в издании трёхтомника «Почти сорок тысяч» (2013—2017) кинокритика и киноведа Сергея Кудрявцева. На 2017 год Расим Даргях-заде возглавляет Фонд по изучению, собиранию, сохранению и популяризации кинонаследия «Дом кинонаследия» и остаётся директором «Дома Ханжонкова» (юридически организация продолжает существование). Выдающийся кинорежиссёр Марлен Хуциев как-то сказал:
Избранные публикации
Награды и звания
|