Войти  |  Регистрация
Авторизация

Центральное духовное управление мусульман России



Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) — старейшая из действующих общероссийских религиозных организаций мусульман (муфтиятов). Кроме Российской Федерации распространяет свою юрисдикцию также на муфтияты в Белоруссии, Молдове, Латвии. Центральные органы управления организации находятся в Уфе (Башкортостан). Председатель ЦДУМ — муфтий Талгат Таджуддин.

История

Оренбургское магометанское духовное собрание

Первая соборная мечеть Уфы

Центральное духовное управление мусульман России связывает свою историю с первым официально оформленным объединением мусульман в Российской империи — Оренбургским магометанским духовным собранием, учрежденным указом Екатерины II от 22 сентября 1788 года, открытие которого состоялось 4 декабря 1789 года в Уфе. Оренбургское магометанское духовное собрание было создано по просьбе уфимского наместника О. А. Игельстрома как государственное учреждение для «испытания» лиц духовного звания и отбора среди них «благонадежных», полномочия его осуществлялись на территории Уфимского наместничества и Оренбургской губернии (позже на всей территории России, кроме Таврического наместничества).

Диния назараты

Преемником Оренбургского магометанского духовного собрания, сохранившим контроль в сфере управления жизнью мусульман региона, фактически стало Диния назараты (тат. Диния нәзараты, буквально «министерство веры»). Диния назараты было создано на II Всероссийском мусульманском съезде 22 июля 1917 года, проходившем в Казани; его председателем стал муфтий Галимджан Баруди. Диния назараты было ведомством (министерством) по делам религии правительства (Милли Идарэ) Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири, созданное в 1917 году. 12 апреля 1918 года было издано решение о роспуске Милли Идарэ, которое подписали нарком по делам национальностей РСФСР И. В. Сталин и глава Мусульманского комиссариата при Наркомнаце РСФСР М. М. Вахитов. В нём было особо отмечено сохранение Диния Назараты как духовного управления мусульман, но «с условием невмешательства в политические дела». В ответ 25 апреля 1918 года от имени Диния Назараты Г. Баруди и казыи подписали возмущённое воззвание, где они предупреждали авторов этого решения об ответственности перед божьей карой, судом нации и истории.

В июне 1918 года от имени Диния Назараты Г. Баруди и казыи подписали поздравление в связи с избавлением Уфы от власти большевиков. В августе 1918 года Г. Баруди отбыл в Петропавловск и позднее присоединился к членам Милли Идарэ в изгнании. Заместитель муфтия Р. Фахретдин не покинул Уфу и Диния Назараты продолжило существование.

Советский период

После победы РККА в округе, находившемся под фактической юрисдикцией Диния Назараты, 16—25 сентября 1920 года в Уфе под председательством муфтия Г. Баруди прошел I Всероссийский съезд мусульманского духовенства (улемов), на котором было создано Центральное духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири, которое фактически переняло функции Диния назараты. Структура новой организации была трёхступенчатой: высшая (Диния назараты — в составе председателя — муфтия и шести членов — казыев); средняя (мухтасибат) — из трех человек во главе с мухтасибом; нижняя (мутаваллиат) — из муллы, муэдзина и секретаря-казначея при каждой мечети.

10—25 июня 1923 года в Уфе проходил II Всероссийский съезд мусульманских деятелей, на котором присутствовало 285 делегатов и муфтии Коканда, Ташкента и Крыма. Муфтием и председателем уфимского муфтията был избран Р. Фахретдин. В это время уфимский муфтият являлся духовным управлением мусульман большей части мусульман СССР. 30 ноября 1923 года НКВД РСФСР утвердил Устав Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) РСФСР (кроме Крыма, Кавказа и Туркестана), по которому полномочия уфимского муфтията распространялись на Татарскую, Башкирскую, Киргизскую (Казахскую) и Украинскую республики, Чувашскую, Вотскую и Калмыцкую автономные области, а равно и губернии внутренней России и Сибири.

В 1943 году создаются еще три независимых друга от друга духовных центра управления мусульманами в СССР: Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (с центром в Ташкенте), Духовное управление мусульман Закавказья (Баку), Духовное управление мусульман Северного Кавказа (Буйнакск). В итоге ЦДУМ окончательно утратило свои центральные функции. К Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана перешла территория Казахской ССР; в находившейся в его юрисдикции узбекском городе Бухаре в 1946 году было открыто единственное в СССР медресе «Мир-Араб».

В 1948 году в Уфе проводился съезд мусульманского духовенства и верующих европейской части СССР и Сибири, на котором ЦДУМ была переименована в Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) и был принят новый Устав, по которому из ведения ДУМЕС были изъяты такие полномочия, как создание медресе и мектебов, организация курсов для подготовки служителей культа, образование мухтасибатов, ведение метрических книг. Организация сохранила чисто богословские функции, контроль за назначением духовенства, учёт мечетей и молитвенных домов.

В 1968 году в Ташкенте начал издаваться единственный в СССР журнал для мусульман «Мусульмане Советского Востока», в 1971 году в этом советском городе был открыт Исламский институт им. имама Бухари, и город Ташкент как основной центр советских мусульман окончательно сменил Уфу.

В 1989 году на основании Постановления Совета по делам религий при Совете министров СССР в Уфе при ДУМЕС было открыто Медресе имени Ризаитдина Фахретдина на базе Первой соборной мечети.

После 1991 года

8—10 ноября 1992 года в Уфе прошел VI чрезвычайный съезд мусульман Европейской части СНГ и Сибири. Делегаты съезда утвердили новый устав ДУМЕС. По принятому уставу ДУМЕС переименовывалось в Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ). Официально это название вступило в силу только 6 марта 1994 года, когда новый устав ДУМЕС прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Крупные региональные религиозные центры (мухтасибаты) были преобразованы в духовные управления мусульман (в настоящее время более пятидесяти муфтиятов) и введен сан Верховного муфтия, который был присвоен Талгату Таджуддину.

В 1994 году в Москве был создан ещё один общероссийский муфтият — Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России, руководителем которого стал глава Исламского центра Москвы и Московской области Равиль Гайнутдин, который фактически стал лидером мусульман России, не согласных с политикой Талгата Таджуддина.

Президент России Владимир Путин 23 мая 2013 года заявил о необходимости придания общегосударственного значения празднованию 225-летия со дня создания Центрального духовного управления мусульман, которое произошло в конце сентября 2013 года.

30 ноября 2016 года в Москве состоялось учредительное заседание ещё одного претендующего на статус общероссийского муфтията — Духовного собрания мусульман России, на котором был избран его руководитель муфтий Альбир Крганов, которого называют муфтием, «отколовшимся» от Центрального духовного управления мусульман России.

Центральные органы

Председатель ЦДУМ Талгат Таджуддин

Председатель ЦДУМ России с 1992 года — Верховный муфтий Шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин.

Руководящими органами ЦДУМ России являются: Меджлис (съезд), Президиум, Совет муфтиев, Совет улемов. Контрольным органом ЦДУМ является Центральная ревизионная комиссия ЦДУМ России.

Региональные структуры

На территориях отдельных субъектов Российской Федерации или на территориях отдельных государств действуют региональные духовные управления мусульман в составе ЦДУМ. На 1 января 2002 года в составе ЦДУМ действовало 28 региональных духовных управлений мусульман, руководителем которого является председатель в сане муфтия.

Региональные духовные управления мусульман под юрисдикцией ЦДУМ состоят из территориальных правлений мусульман мухтасибатов. Мухтасибаты, как правило, имеют статус религиозной организации и учреждаются вышестоящей религиозной организацией. Руководителем мухтасибата является председатель мухтасибатского правления в сане имам-мухтасиба. На территориях городов, микрорайонов, поселков, сел и деревень создаются местные мусульманские религиозные организации — махалля. Руководителем местной мусульманской религиозной организации является имам-хатыб. Все священнослужители на свои должности назначаются бессрочно.


Муфтии России

  • Мухаммеджан Хусаинов — (22.09.1788 — 17.07.1824)
  • Габдесаллям Габдрахимов — (30.09.1825 — 31.01.1840)
  • Габдулвахид Сулейманов — (10.06.1840 — 4.08.1862)
  • Салимгарей Тевкелев — (28.04.1865 — 2.01.1885)
  • Мухамедьяр Султанов — (2.01.1886 — 12.06.1915)
  • Мухаммат-Сафа Баязитов — (28.07.1915 — 22.03.1917)
  • Галиев Галимджан Мухаметзянович (Аль-Баруди) (02.05.1917—06.12.1921);
  • Фахретдинов Ризаитдин Фахретдинович (1922—12.04.1936);
  • Расулев Габдрахман Зайнуллович (1936—05.06.1950);
  • Хиялетдинов Шакир Шайхисламович (21.03.1951—15.06.1974);
  • Исаев Габдельбарый Низаметдинович (.05.1975—19.06.1980);
  • Тадзетдинов Талгат Сафич (Таджуддин) (с 19.06.1980 года).

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent