Восточный иврит
Восточный иврит (ивр. עברית מזרחית ʕivrīθ mizraxīθ/иврит мизрахит) — одна из произносительных норм библейского иврита. Используется в литургии евреев Ближнего Востока (мизрахим). Сефардское произношение евреев из Испании сильно отличается от восточного, хотя многие сефарды жили в среде мизрахим. Из восточного иврита отдельно выделяют йеменский вариант, так как он имеет абсолютно иную систему произношения гласных. Термином «восточный иврит» могут описывать также акцент евреев с Ближнего Востока, возникший как компромисс между современным израильским и восточным литургическим вариантами иврита. ОсобенностиСледующие черты выделяются в произношении евреев арабских стран. К ним могут быть добавлены отдельные особенности, связанные с местным арабским диалектом.
Произношение евреев из неарабских стран отличается в некоторых аспектах. Так, персидские евреи не артикулируют арабские [ħ] и [tˤ], а большой камац произносят как [ɒ] (долгое [ā] в фарси). ИсторияВ талмудическую эпоху было замечено, что произношение иврита и арамейского в Галилее (и, возможно, Сирии) отличается от произношения в Иудее и Вавилонии, прежде всего отсутствием произношения букв ע, ח, ה. Эта особенность до сих пор присутствует в самаритянском иврите. После арабского завоевания Палестины и Месопотамии масореты проделали огромную работу по стандартизации и очищению произношения библейского иврита, испытывая влияние арабских грамматистов своей эпохи. Одним из последствий этого было установление произношения гортанных звуков так, как произносятся их арабские аналоги. Были созданы три системы огласовки: вавилонская, тивериадская и палестинская, из которых наиболее распространилась тивериадская. Процесс сближения с арабским дальше всего зашёл у вавилонских евреев. Например, в классическом арабском и некоторых месопотамских диалектах нет различия между звуками [e] и [a], и в соответствие с вавилонским произношением иврита нет различий между патахом (а), сеголем (е) и подвижным шва (ә), все они произносятся ближе к [æ]. Такое произношение до сих пор сохранено в йеменских общинах. В левантийских арабских диалектах, напротив, существует различие между [a] и [e], поэтому их различают палестинская и тивериадская системы. Сефарды, после изгнания их из Испании в 1492 году, переселились в страны мусульман и заняли там высокие позиции, смешиваясь и влияя на местных евреев. Из-за этого, например, в Ираке закрепилось различение [a] и [e], которое отвергала вавилонская система произношения. |