Войти  |  Регистрация
Авторизация

Шаманизм в Корее



Шаманизм (корейское название — мусок) до недавнего времени являлся одним из нескольких основных религиозных течений, распространённых на Корейском полуострове. Шаманизм в Корее имеет давние корни. С течением времени на него оказывали влияние другие распространённые религии страны — буддизм и даосизм.

История

Корни корейского шаманизма уходят в глубокое прошлое — он развился из языческих верований племён древнего Чосона. Документальные свидетельства шаманизма стали появляться в период Трёх королевств. В исторических сведениях о народах Пуё, Когурё и других имеются указания на почитание ими духов земли, неба и воздуха, хранителей холмов и рек, почвы, пещер и даже тигра. В особенности ими почитались небо и утренняя звезда. Наряду с одухотворением видимой природы и её сил стояло, по-видимому, общераспространённое представление о том, что после смерти человека душа его продолжает жить, требуя для своего существования подношения со стороны живых. Шаманизм упоминается и в главных исторических документах о древней Корее — «Самгук юса» и «Самгук саги». Ритуальные обряды шаманизма продолжали процветать и в эпоху Корё, однако начиная с периода Чосон, когда официальной религией стало конфуцианство, шаманизм стал преследоваться, тем не менее не теряя популярности среди простого народа. Свобода вероисповеданий, провозглашённая в Южной Корее после Второй мировой войны позволила сохранить шаманизм как религию.

Особенности

Шаманы

Пансу

Пансу — слепые колдуны, которые начинали своё ремесло с самого юного возраста. Колдовство для них зачастую служит единственным средством к существованию. Насколько выгодно это ремесло, видно из того, что родители слепорожденных детей считались счастливыми, так как заработок этих будущих пансу вполне обеспечивал их старость.

Слепые, поступающие в корпорации (общину) пансу, были обязаны, прежде принятия в число членов, пробыть на испытании 3 года, в течение которых их посвящали во все тайны колдовства. Колдун, кроме того, должен был знать обычаи, привычки и слабые стороны всех классов корейского общества, чтобы уметь обращаться со своими посетителями.

Мудан

Мудан — более многочисленный тип шаманов. Муданы — обычно женщины, хотя к ним причисляются также и мужчины — паксуму, но функции мудан считаются настолько свойственными одним лишь женщинам, что даже паксуму на время исполнения своих обрядов переодеваются в женское платье (Ср. с русским «ведьма», «ворожея»).

Для того, чтобы сделаться мудан, требуется сверхъестественное призвание и ознакомление с методами колдовства у того, кто им уже занимался раньше.

Призвание, имеющее большое значение, основывается на осознании, что демон овладел женщиной и вселился в неё настолько прочно, что подчинил себе её волю. Вначале женщина будто бы заболевает, болезнь может длиться от 1 месяца до 3 лет, причём в течение этого времени ей снятся дракон, радуга, персиковое дерево в цвету или же вооружённый человек, превращающийся внезапно в какого-нибудь зверя.

Повинуясь «демонскому зову», женщина порывает все родственные и общественные узы, покидает родителей, мужа и детей и слушается одного лишь «зова». С этого момента она становится в совершенно особое положение, и хотя её услуги признаются необходимыми, она считается изгнанной из общества.

Духи

Основой корейского шаманизма является почитание духа неба (Сандже), от которого исходят все земные блага: произрастание злаков, сохранение и поспевание жатвы, избавление от болезней и т. д. С небом соединяется представление о высшем существе, создателе и хранителе видимого мира.

Наряду с почитанием неба корейцы одухотворяют видимую природу, населяя все её предметы бесчисленными духами или демонами, так что корейский шаманизм носит характер скорее пандемонизма. Эти демоны, по верованиям корейцев, наполняют землю, воздух и море. Они живут под каждым деревом, в каждом овраге, ручье и горном ущелье. Они находятся на каждой крыше, потолке, в очагах и бревнах. Все углы корейского жилья подчинены демонам. Существует основание предполагать, что в доисторические времена для умилостивления этих духов приносились даже человеческие жертвы, но затем грубые и жестокие формы служения им постепенно смягчились. Весьма вероятно, что на такое смягчение и вообще на умеренный характер корейского шаманизма оказало сильное влияние появление в Корее буддизма.

Демоны корейского шаманизма могут быть разделены на две категории. Первая — самостоятельно существующие духи, невидимые враги человека, намерения которых всегда направлены ко вреду и злу, а отчасти души людей, скончавшихся в бедности и разных лишениях; эти души бродят по свету голодные, неодетые, беспокойные, и причиняют неисчислимые бедствия тем, кто не удовлетворяет их потребностей. К этой категории относится большинство духов.

Другая категория состоит из самостоятельных добрых духов, а также из теней счастливых и добродетельных людей. Но и эти духи очень обидчивы и прихотливы. Лишь посредством умилостивительных жертвоприношений можно поддерживать их доброе к себе расположение и заручиться их поддержкой в достижении своих стремлений и защитой их от мести злых духов. Благополучие человека зависит от его уменья снискать себе расположение добрых духов.

Ритуалы

Ритуал как набор правил совершения обряда в корейском шаманизме называется «кут» («гут»). Во время кута шаман общается с духами (камлает) — поёт и танцует, входя в состояние транса. При исполнении ритуала одежда шамана меняется несколько раз.

Кут содержит три основных элемента — дух, олицетворяющий предмет поклонения, человека, который обращается к духу, и шамана как связующее звено между первыми двумя.

Исполнение кута отличается в зависимости от региона, от предназначения ритуала, объекта поклонения. Кроме того, каждый шаман вносит свои индивидуальные элементы в ритуал.

Основные виды ритуалов — нэрим кут, тодан кут и сситким кут.

  • Нэрим кут (кор. 내림굿)

Это обряд инициации. Во время исполнения обряда в человека, который собирается стать шаманом, вселяется дух. Кандидат страдает от неизвестной болезни, которая называется синбён. Она также известна как болезнь духа и характеризуется потерей аппетита, визуальными и слуховыми галлюцинациями. Нэрим кут излечивает эту болезнь, превращая человека в шамана.

  • Тодан кут (도당굿)

Этот ритуал распространён в центральных провинциях Южной Кореи. Целью является обеспечение процветания и развития отдельной деревни или посёлка. Обряд проводится ежегодно или раз в несколько лет, обычно во время празднования Нового Года или весной.

  • Сситким кут (씻김굿)

Обряд используется для очищения души больного человека. С древних времён в Корее существовало поверье, что после смерти душа не может попасть в царство мёртвых, если она недостаточно чиста. Обряд наблюдается в основном на юго-западе Кореи.

  • Чохон кут

Обряд изгнания злых духов, который взывает и успокаивает духи умерших.

  • Региональные обряды

Ритуалы не приурачиваются к григорианскому календарю. Обычно они связаны с определённым событием (смерти, рождению) или проводятся в определённую дату по лунному календарю.

Шаманизм сегодня

Сейчас шаманизм практически утерял свои позиции. Ритуальные обряды шаманизма в Корее можно увидеть, например, во время фольклорных фестивалей или народных праздников. Однако даже сейчас при решении сложных проблем или в тяжёлых ситуациях корейцы обращаются к шаманам за помощью. Основное проявление шаманизма в современной Корее — это гадальные дома («чом чип»), где можно предугадать свою судьбу, заранее узнать о работе, женитьбе или результатах важных экзаменов.


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent