Железная дорога Зеленогорск — Приморск — Выборг
Железная дорога Зеленогорск — Приморск — Выборг — железнодорожная линия длиной 119,7 километров на территории Санкт-Петербурга (17,0 км) и Выборгского района Ленинградской области (102,7 км). Соединяет окружным путём линию Санкт-Петербург — Выборг в двух местах: Зеленогорск и Выборг. Имеет ответвление на станцию Высоцк. Построена в период с 1916 года по 1926 год государственной железнодорожной компанией Финляндии Suomen Valtion Rautatiet. На всём своём протяжении идёт, преимущественно, по северо-восточному берегу Финского залива. Ближайшая к заливу точка — район станции Прибылово: около 70 м. По состоянию на ноябрь 2019 года участок Выборг — Высоцк электрифицирован. На участке Блокпост 160 км — станция Матросово построен второй путь, однако он эксплуатируется до путевого съезда[1] у платформы Матросово по причине разрыва (см. галерею[2][3]) по переезду с дорогой 41К-082 Зеленогорск — Приморск — Выборг60°36′33″ с. ш. 28°44′40″ в. д.. Далее, от станции Матросово до платформы Попово, путь на Высоцк идёт параллельно пути на Приморск до путевого съезда, расположенного непосредственно перед поворотом на Высоцк за платформой Попово60°34′52″ с. ш. 28°42′46″ в. д.. По состоянию на 2019 год на всех действующих станциях и остановочных пунктах проведена реконструкция посадочных платформ, установлены современные пассажирские павильоны. Подключены к централизованному освещению консольные светильники со светодиодными или натриевыми лампами, а там, где это было технически невозможно, были установлены солнечные батареи. ИсторияЛиния Terijoki — Liimatta (соврем. Зеленогорск — Лазаревка) строилась в два этапа, в период с 1914 по 1925 годы. Годом позднее была открыта ветка Kaislahti — Uuras (соврем. Попово — Высоцк). Первая очередь5 Февраля 1913 года главнокомандующий войсками Гвардии и Петербургского военного округа подал рескрипт на имя Военного Министра, указав Генерал-Адъютанту Сухомлинову на настоятельную необходимость сооружения стратегической железнодорожной ветви широкой колеи колеи от магистрали «С.-Петербург—Выборг» до местечка Койвисто (современный Зеленогорск — Приморск), на берегу пролива Бьёркезунд. Причиной тому было то, что пролив Бьёркезунд по своему местоположению и глубине являлся особенно удобным для производства десанта неприятельской армии, двигающейся в направлении к столице. И уже 28 марта 1913 года было поставлено составить проект строительства и заняться изысканиями кредита на строительство ветки. 1 сентября 1916 года участок был сдан в эксплуатацию. Расстояние составило 71,32 км. Были открыты восемь промежуточных железнодорожных станций. Техническая характеристика ветки: суммарная длина прямых участков — 49,45 км (69,3% от общей длины); суммарная длина кривых — 21,87 км (30,7% от общей длины); суммарная длина горизонтальных участков — 16,88 км (23,7% от общей длины); суммарная длина наклонных участков — 54,44 км (76,3% от общей длины); минимальный радиус кривых — 0,6 км; максимальный уклон и максимальная длина — 10 ‰ и 3,182 км. Длина подъездного пути к порту Койвисто (фин. Koiviston satamarata) составил 1,94 км. Вторая очередьУчасток Liimatta — Koivisto (современный Лазаревка — Приморск) был сдан в эксплуатацию 16 января 1925 года. Расстояние составило 42,98 км. Были открыты четыре промежуточные железнодорожные станции. От станции Макслахти (современное Прибылово) были построены подъездные пути к порту Макслахти (Makslahden satama). От станции Йоханнес (современный Советский) были построены подъездные пути (фин. Kirkkoniemen syrjäraide) к стекольному заводу, а также к причалу на полуострове Кирккониеми. Техническая характеристика ветки: суммарная длина прямых участков — 28,89 км (67,2% от общей длины); суммарная длина кривых — 14,09 км (32,8% от общей длины); суммарная длина горизонтальных участков — 11,07 км (25,8% от общей длины); суммарная длина наклонных участков — 31,91 км (74,2% от общей длины); минимальный радиус кривых — 0,7 км; максимальный уклон и максимальная длина — 10 ‰ и 2,180 км. Uuraan rata (Попово — Высоцк)Ветка Kaislahti — Uuras была открыта для движения 16 февраля 1926 года. На двенадцатикилометровом участке была построена промежуточная станция Monola с подъездными путями к причалу в бухте Большая Пихтовая (фин. Tapolanlahti) Финского залива60°36′07″ с. ш. 28°34′22″ в. д., а также к лесоскладу. Пассажирское движениеПо состоянию на 2020 год по линии проходят:
Планы и перспективыВ мае 2019 года получены технические условия РЖД на примыкание путей общего пользования Приморского универсально-перегрузочного комплекса к станциям Приморск и Ермилово по поводу строительства вторых железнодорожных путей и электрификации участка Выборг — Приморск — Ермилово. В 2012 году правительством России выделялось на этот проект 5,7 млрд рублей, плюс ещё 0,4 млрд рублей готово было инвестировать ОАО «РЖД». Однако вложение средств откладывалось по причине затягивания сроков строительства другой линии Лосево — Каменногорск. До 2025 года РЖД планирует обеспечить финансирование на развитие железнодорожной ветки. Станции и остановочные пунктыУчасток Зеленогорск — ВыборгУчасток Матросово — Высоцк — УурансалмиУпразднённые остановочные пунктыЛиния Terijoki — Liimatta
Ветка Kaislahti — Uuras
Галерея
|