Войти  |  Регистрация
Авторизация

Улица Бривибас (Рига)



Улица Бривибас (латыш. Brīvības iela — улица Свободы) — центральная улица Риги. Подразделяется на бульвар Бривибас (прилегает к Старому городу, длина — 572 м), собственно улицу Бривибас (длина 3049 м, от улицы Элизабетес до Воздушного моста) и периферийную часть — Бривибас гатве (8,45 км). Таким образом, общая длина улицы — более 12 километров, она ведёт от Старого города через всю правобережную часть Риги до городской границы (за микрорайоном Берги, чуть дальше Этнографического музея под открытым небом).

История

Большая Песочная улица

Возникновение современной улицы Бривибас и её становление как центральной городской транспортной артерии связано с тем, что это направление исторически было главным в осуществлении торговых отношений между Ригой, Видземе и Псковом. Эта древняя торговая дорога носила название большого Песчаного пути, начиналась в районе современной улицы Смилшу (Песчаной), которая проходит через Старый город; ещё в XII—XIII веках въезд в город Ригу по Песчаной дороге возле современной Пороховой (бывшей Песчаной) башни считался главным въездом в крепостную Ригу со стороны суши.

Эта дорога, которой впоследствии суждено было перерасти в самую представительную улицу Риги, в XIII—XVI веках начиналась именно в этом месте у Песчаных ворот и далее повторяла направление современной улицы. В самом конце XVI века, в связи с переустройством системы рижских укреплений, главные ворота города сместились в сторону улицы Известковой, поэтому и улица стала начинаться в другом месте, там, где в настоящее время проходит бульвар Зигфрида Анны Мейеровица (бывший Бастионный бульвар).

С 1639 года к улице был присоединён участок от Известковых ворот (располагавшихся в участке крепостной стены у улицы Кузнечной и реки Риги (к тому времени уже менявшей своё название на Ридзене) — возле здания современного Рижского русского театра имени Михаила Чехова до бульвара Мейеровица.

Согласно плану рижских улиц, составленному в 1754 году, центральной улицей для рижских предместий являлась по-прежнему Большая Песочная улица, тогда она начиналась от городских укреплений до Большой Кузнечной улицы, которая позже сменила название на Гертрудинскую (Гертрудес) и заканчивалась у ворот Раунас (район современной Тейки, тогда абсолютная городская окраина).

Большая Александровская улица (1818—1923)

Уже после 1812 года, когда произошёл опустошительный пожар, в результате которого выгорели 782 здания, среди которых были жилые дома, складские помещения и Русский гостиный двор, власти Риги встали перед необходимостью провести реформу городских предместий. К переустройству районов пострадавшего города приступили в 1815 году, тогда же территория эспланады была расширена до улицы Елизаветинской, а за ней всю окраинную территорию было позволено застраивать. Тогда же Большую Песчаную дорогу провели по новой трассе, которая полностью совпадала с современной улицей Бривибас на участке от улицы Элизабетес до Воздушного моста.

Знаменитую Александровскую Триумфальную арку было решено установить в конце улицы в 1818 году. Как раз поэтому она и была переименована в Александровскую улицу, а сама мемориальная арка, замыкавшая этот внутригородской участок бывшего Песчаного пути, получила название Александровских ворот. Эта улица в первой половине XIX века являлась первой застроенной улицей города, находящейся на значительном удалении от центра крепости.

В 1859 году происходит срытие валов, и по причине этого Александровскую улицу продлевают до Городского канала (бывшего крепостного рва), при этом в 1861 году происходит новое оформление старого названия — теперь она уже Большая Александровская улица. В 1870—1876 годах отдельный участок этой улицы — от Городского канала до Елизаветинской (фактически от современных Бастионной горки и Памятника Свободы до гостиницы «Radisson Blu Hotel Latvija» и здания Кабинета министров) — получает название Александровского бульвара. И наконец, в самом начале XX века от названия улицы отпадает слово «Большая», и она снова становится Александровской.

Бривибас гатве (1923—1949)

В 1923 году улицу Александровскую переименовывают в улицу Бривибас, равно как и Александровский бульвар — в бульвар Бривибас. Весь участок Петербургского шоссе в черте города, протяжённостью от Воздушного моста до Юглы получает название Видземского шоссе. Окончательно это шоссе до административной границы города в 1935 году переименовывается в Бривибас гатве. В период нацистской оккупации края улица именовалась Гитлерштрассе.

Улица Ленина (1950—1991)

В 1950 году центральная улица города была переименована в честь В. И. Ленина. Помимо бульвара Бривибас, улицы Бривибас и Бривибас гатве, она вобрала в себя историческую улицу Калькю (в период Российской империи — Известковую), то есть начиналась от Комсомольской набережной (ныне — набережная 11 Ноября) и проходила через Старый город.

На пересечении с улицей Элизабетес (называвшейся в то время улицей Кирова) по проекту известного латвийского архитектора Эрнеста Шталберга, на высоком гранитном постаменте, был установлен бронзовый монумент В. И. Ленину (скульпторы В. И. Ингал и В. Я. Боголюбов). Этот памятник был демонтирован в августе 1991 года.

Улица Ленина запечатлена в большом количестве открыток, туристических буклетов и фотоальбомах советского периода. Многие литераторы Латвии упоминают улицу Ленина в своих произведениях.

Улица Бривибас (1991)

После восстановления независимости решено было восстановить топографический статус-кво: старые названия опять заняли свои места на карте Риги. От главного здания современного РТУ до часов «Лайма» улица снова называется Калькю. Далее, вдоль Памятника Свободы и Эспланады, — бульвар Бривибас. От перекрёстка с улицей Элизабетес до Воздушного моста — собственно улица Бривибас. И далее, до административной границы города Риги (место пересечения с Яунциема гатве) — Бривибас гатве, которая за чертой города переходит в Видземское шоссе (направление на Сигулду).

Прилегающие улицы

Бульвар и улица Бривибас пересекаются со следующими улицами:

  • Бульвар Аспазияс
  • Улица Калькю
  • Бульвар Зигфрида Анны Мейеровица
  • Бульвар Райня
  • Улица Меркеля
  • Бульвар Калпака
  • Улица Тербатас
  • Улица Элизабетес
  • Улица Дзирнаву
  • Улица Блауманя
  • Улица Лачплеша
  • Улица Гертрудес
  • Улица Стабу
  • Улица Бруниниеку
  • Улица Матиса
  • Улица Шарлотес
  • Улица Миера
  • Улица Артилерияс
  • Улица Палидзибас
  • Улица Цесу
  • Улица Таллинас
  • Улица Менесс
  • Улица Сенчу
  • Улица Пернавас
  • Улица Индрану
  • Улица Кришьяня Барона
  • Улица Маза Клияну
  • Улица Клияну

Бривибас гатве пересекается со следующими улицами:

  • Улица Турайдас
  • Улица Кримулдас
  • Улица Берзаунес
  • Улица Унияс
  • Густава Земгала гатве
  • Улица Бикерниеку
  • Улица Ропажу
  • Улица Виля Гелбес
  • Улица Структору
  • Улица Баяру
  • Улица Апес
  • Улица Видрижу
  • Улица Айзкрауклес
  • Улица Палму
  • Улица Струпа
  • Улица Лиелвардес
  • Улица Джутас
  • Улица Маза Ропажу
  • Улица Дзербенес
  • Улица Крустабазницас
  • Улица Стамериенас
  • Улица Ропажу
  • Улица Лизума
  • Улица Шмерля
  • Улица Вангажу
  • Улица Тирзас
  • Улица Мурьяню
  • Улица Силциема
  • Улица Балтэзера
  • Улица Юглас
  • Аллея Видземес
  • Улица Бонавентурас
  • Улица Бривдабас
  • Улица Рожу
  • Улица Мелдеру
  • Улица Парка
  • Улица Бергю
  • Яунциема гатве

Известные дома и заведения

Дом на углу Александровской и Мельничной улиц, где в Риге жил Рихард Вагнер.

На углу улиц Бривибас и Дзирнаву, в доме купца Бодрова (не сохранился) в 1838—1839 годах жил Рихард Вагнер. В стоящем на этом месте офисном здании (ранее здесь был музей Lattelekom латвийской телефонной связи) сохранился витраж с портретом Вагнера — копия со старинного витража 1913 года.

  • д. 33 — архитектор Эйжен Лаубе, 1912 год.
  • д. 34 — архитектор Янис Фридрих Бауманис, 1888 год, здание Верховного суда Латвийской Республики, в первый советский период в 1919 году в нём размещался Рижский городской Совет рабочих депутатов.
  • д. 38 — архитектор Эрнест Поле, 1911 год, квартиры президентов второй независимой республики (Гунтиса Ульманиса и Вайры Вике-Фрейберги), а также мемориальный музей известного латышского писателя Андрея Упита (проживал в этом доме в 1951—1970 гг.).
  • д. 46 — архитектор Константин Пекшенс
  • д. 47 — дом Красткална, архитектор Эйжен Лаубе (1908)
  • д. 56 — Церковь Александра Невского
  • д. 61 («Угловой дом», 1911, архитектор Оскар Бар) — с 1940 по 1991 год занимал Комитет Государственной Безопасности Латвийской ССР; в настоящее время в здании находится музей, у бывшего центрального входа в здание Комитета в память о жертвах репрессий установлен памятный знак «Черный порог».
  • Комплекс жилых домов:
    • д. 58 — архитектор Александр Ванагс, 1906 год
    • д. 62 — архитектор Эйжен Лаубе, 1908 год
    • д. 68 — архитектор Рейнгольд Шмелинг, 1903 год
    • д. 72 — арихитектор Макс фон Озмидов, 1909 год.
  • д.70 — здание гимназии Эдуарда и Эммелины Залеман, где в 1921-1937 годах работали сначала Русские университетские курсы, а затем Русский институт университетских знаний.
  • д. 75 — здание театра «Дайлес», 1976 год, архитекторы Марта Станя, Имант Якобсонс, Харальд Кандерс.
  • д. 76 — архитектор Янис Алкснис, 1909 год.
  • д. 90a — здание Видземского рынка (1902 год, расширен в 1907) со входом со стороны улицы Матиса, архитектор-планировщик и мастер строительных работ Рейнгольд Шмелинг, заказчик — предприниматель Николай Евдокимович Матвеев.
  • д. 96 — бывший Рижский театр оперетты, в настоящее время место расположения популярных ночных клубов.
  • д. 99 — доходный дом, спроектированный М. О. Эйзенштейном в 1905 году.
  • д. 100 — здание бывшей Первой городской детской поликлиники.
  • д. 119 — здание новой церкви Гертруды, построенное по проекту прибалтийско-немецкого строительного мастера Вильгельма фон Стрика в 1903—1906 годы на месте старого Матвеевского рынка.
  • д. 137 — главное здание велосипедной фабрики «Россия», которая была основана в 1886 году 21-летним предпринимателем и инженером-конструктором Александром Лейтнером. На ней были изготовлены и выпущены в массовое пользование первые в истории Российской империи велосипеды. Здание, крышу которого украшает замечательный флюгер в виде «паука», стало третьей по счёту резиденцией этого предприятия.
  • д. 155 — завод по производству резино-технических изделий «Варонис» («Герой»), в советское время этот завод являлся филиалом производственного объединения «Сарканайс квадратс».
  • д. 190 — доходный дом, построенный в 1911—1912 гг. по проекту архитектора Н. Т. Яковлева.
  • д. 191 — Пятое трамвайное депо.
  • д. 193 — центральное здание Рижского мотозавода «Саркана звайгзне», на котором в 1958—1961 годах были собраны и выпущены первые в истории СССР мопеды.
  • д. 214 — корпуса производственного объединения ВЭФ. Первый корпус, выполняющий функции административного здания, был воздвигнут по проекту Генриха Шеля в 1899 году для нужд электротехнического завода «Унион», из которого в период первой независимой республики «вырос» ВЭФ.

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent