Войти  |  Регистрация
Авторизация

Шлесерс, Айнарс



Айнарс Шлесерс (Айнар Шлесер, латыш. Ainārs Šlesers; 22 января 1970 года, Рига) — латвийский предприниматель и политический деятель. Министр сообщения Латвии (2006—2009), министр экономики (ноябрь 1998 — апрель 1999), товарищ (заместитель) президента министров Латвии (вице-премьер). Депутат 7, 8, 9 и 10 Сеймов. В 2009—2010 годах — заместитель председателя Рижской Думы (вице-мэр) Риги. Председатель партии ЛПП/ЛЦ.

Биография

Родился в Риге и провёл детство в рабочем районе Кенгарагс. Семья Айнара не была благополучной, поэтому мальчику приходилось стоять за себя самостоятельно. Он активно занимался спортом, особенно восточными единоборствами. Окончил 25-ю Рижскую среднюю школу. Учился в Рижском государственном индустриальном техникуме (1986—1989), когда случайно увидел объявление о наборе на учёбу в Норвегии. Прошёл отбор и в 1990 году отправился на учебу в Норвежскую христианскую народную школу. Позднее, с 1999 по 2002 год, учился в Латвийской христианской академии, но курса не окончил.

В 1992 году Шлесерс создал в Норвегии совместное предприятие «Латвийский информационно-торговый центр» («Latvijas informācijas un tirdzniecības centrs») и приобрёл бизнес-партнеров, с которыми в середине 1990-х годов начал торговую экспансию в Латвии. Генеральный директор ООО «Varner Hakon Invest» (1996—1998), ООО «Rimi Baltija» (1996—1997) и ООО «Varner Baltija» (1994—1998). Председатель правления — президент АО Универсальный магазин «Centrs» (1995—1996, 1996—1998). Президент ООО «Skandi» (1993—1996) и латвийско-норвежского СП «Латвийский информационно-торговый центр» (в Норвегии, 1992—1996).

Уже в 1997 году он был включён в список миллионеров Латвии, однако истинный объём его активов и имущества до конца не известны по сей день.

Политическая деятельность

Успехов в предпринимательстве Шлесеру было мало: он понимал, что для крупного бизнеса необходимо политическое лобби. В 1998 году он начал политическую карьеру и был впервые избран в 7-й Сейм по списку созданной с его участием Новой партии (Jaunā partija).

С 26 ноября 1998 по 10 мая 1999 года был министром экономики в правительстве Вилиса Криштопанса.

В 1999 году по просьбе премьера сложил полномочия министра и вернулся в Сейм.

В 2000 году «Новая партия» раскололась, и её создатель Шлесерс был из неё исключен.

В 2001 году он создал Новую христианскую партию, которая участвовала в выборах в Рижскую думу, однако не преодолела 5-процентный барьер.

Однако уже в 2002 году христиански-либеральная Латвийская Первая партия прошла в 8-й Сейм, а Шлесерс как избранный депутат стал товарищем премьер-министра в правительстве Эйнара Репше.

В 2004 году по просьбе премьера ушел в отставку и вернулся в Сейм, однако после падения правительства Репше получил пост товарища премьера в кабинете Индулиса Эмсиса, исполняя также обязанности министра сообщения, став самым молодым министром в кабинете.

А.Шлесерс остался министром сообщения и в правительстве Айгара Калвитиса, однако подал в отставку в связи с так называемым Юрмалгейтом, в котором Шлесерс был одной из центральных фигур, хотя проходил по делу о подкупе депутата Юрмальской думы с целью положительного для «заказчиков» голосования по кандидатуре мэра только как свидетель. 17 марта 2006 года он ушел из министерства, возобновив мандат депутата парламента.

В октябре 2006 года Шлесерс был избран в 9-й Сейм, вернувшись во второе правительство А.Калвитиса как министр сообщения.

В 2007 году объединились руководимая Шлесерсом Первая партия и одна из старейших политических сил страны — Латвийский путь («Latvijas Ceļš»), а Шлесерс стал сопредседателем объединения ЛПП/ЛП. После отставки А.Калвитиса Шлесерс сохранил пост министра сообщения в новом правительстве под руководством одного из лидеров ЛПП/ЛП Ивара Годманиса. Он позитивно высказывался о предоставлении избирательного права на муниципальных выборах негражданам Латвии.

После падения правительства Годманиса Шлесерс вернулся в Сейм и начал готовиться к муниципальным выборам 2009 года, на которых стартовал как лидер ЛПП/ЛП и добился успеха: будучи избран, создал коалицию с партией «Центр согласия» и стал заместителем председателя Рижской думы Нила Ушакова. Несмотря на достигнутый успех, 14 ноября 2009 года на конгрессе ЛПП/ЛП, где Шлесерс был избран председателем объединения, он заявил о себе как лидере списка на выборах в 10-й Сейм и намерении свалить правительство Валдиса Домбровскиса и занять пост премьер-министра, не дожидаясь парламентских выборов 2010 года.

На этих выборах ЛПП/ЛП участвовала в объединении «За лучшую Латвию» со Шлесерсом как кандидатом в премьер-министры и символом предвыборной кампании, в которой его сравнивали с ракетой, бульдозером и другой мощной техникой. После этой кампании Шлесерса стали называть «бульдозером».

В октябре 2010 года Шлесерс избран в 10-й Сейм с убедительным результатом по Рижскому округу, однако довольно слабыми достижениями по остальным, невзирая на мощное финансирование кампании. Объединение получило всего 8 мандатов из 100 и не могло играть заметную роль в правительстве.

26 мая 2011 года Сейм отказал в разрешении на обыск в особняке Шлесерса, запрошенном прокуратурой. Это стало одним из поводов для роспуска парламента решением президента Валдиса Затлерса и объявления внеочередных выборов под лозунгом «борьбы с олигархами», к которым причисляли и Шлесерса.

В 2011 году на внеочередных выборах в 11-й Сейм Шлесерс двигал свою «Партию реформ ЛПП/ЛП», однако неудачно: она не преодолела 5-процентный барьер и не попала в парламент. 1 декабря 2011 года конгресс партии принял решение о её ликвидации.

В декабре 2013 года Шлесерс вернулся в политику в рядах партии «Едины для Латвии» («Vienoti Latvijai») и стал затем её председателем.

7 марта 2012 года создал транспортную компанию Euro Rail Trans cовместно с «РЖД Логистика». Как частный оператор железнодорожных грузоперевозок эта компания заявила о намерении конкурировать за обслуживание калининградского коридора с литовской государственной компанией Lietuvos Geležinkeliai и судиться с ней, если не получит такого разрешения. Шлесерс старался сохранить транзитные грузы для Латвии, используя для переговоров личное знакомство с бывшим министром транспорта Игорем Левитиным и ресурс международной дискуссионной площадки Балтийского форума.

Вклад в развитие Латвии

В 2004 году Шлесерс как министр сообщения выдвинул члена своей партии Угиса Магониса в совет Латвийской железной дороги (Latvijas Dzelzceļš, LDz), а в 2005 году — на должность президента этого крупнейшего государственного предприятия. Совместными усилиями они смогли сохранить LDz как единый государственный концерн.

Он также инициировал проект модернизации подвижного состава пригородных поездов, произведённой на восстановившем свою работу Рижском вагоностроительном заводе. Он поддержал инициативу Латвийского профсоюза железнодорожников и отрасли сообщений о повышении зарплаты работников железной дороги, которая в его бытность министром превысила 1000 евро, что вдвое превышало среднюю зарплату по стране. Была начата разработка конкурса для закупки новых электричек, но после ухода Шлесерса этот конкурс в течение 10 лет так и не завершился результатом. РВЗ был оттеснён от участия в этом крупном государственном заказе (свыше 200 млн евро) и был признан неплатежеспособным в 2017 году.

Шлесерс был инициатором развития авиационной отрасли Латвии и аэропорта «Рига» как регионального хаба для транзитных пассажирских перевозок. Он привлек в аэропорт авиаперевозчиков-лоукостеров, которые сделали авиаперелеты доступными широким массам. Бурно развивалась национальная авиакомпания airBaltic, увеличив свою маршрутную сеть до более чем 80 пунктов. Была проведена масштабная реконструкция аэропорта с расчётом на приём 5-8 млн пассажиров в год, что означало 5-кратный рост по сравнению с точкой отсчёта в 2004 году.

Как председатель правления Рижского свободного порта Шлесерс способствовал ряду амбициозных проектов: развитию новых портовых территорий на острове Криеву («Русский остров») и Кундзиньсале, созданию современного автоматизированного терминала перевалки удобрений «Уралхима» Riga Fertilizer terminal, углублению главного фарватера для приёма судов с осадкой до 13 м и дедвейтом свыше 100 тыс. тонн. Под его руководством порт достиг рекордного показателя обработки грузов в 41 млн тонн, обогнав Клайпеду.

Семья

В июле 1992 года встретил свою будущую жену Инесе, приехавшую из США, и вскоре сделал ей предложение. В ноябре того же года заключили брак и переехали в Норвегию. Через год родился у них первенец, и пара вернулась в Латвию. Семья придерживается христианских ценностей, в ней пятеро детей — четыре мальчика и девочка.

Смена фамилии

В выборную кампанию 10 Сейма в сентябре 2010 года на пресс-конференции Шлесерс рассказал о домашней трагедии с отцом (убийство медсестры), которую он пережил, когда ему было два года (1972 год). Это объясняет, почему после свадьбы он принял фамилию супруги Шлесерс вместо Лещинский по отцу.


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent