Сысоев, Даниил Алексеевич
Даниил Алексеевич Сысоев (12 января 1974, Москва — 20 ноября 2009, Москва) — российский религиозный деятель, священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, миссионер, публицист, писатель, кандидат богословия. Активно занимался миссионерской деятельностью, в частности, проповедью православия мусульманам. За свои высказывания об исламе подвергался критике с их стороны. Был убит неустановленным лицом в храме при исполнении священнослужебных обязанностей. Многие православные христиане считают кончину отца Даниила мученичеством и ожидают его канонизации в будущем. БиографияПо собственным словам, «наполовину русский, наполовину татарин». Вырос в семье художников. Отец — священник Алексей Николаевич Сысоев, клирик храма Петра и Павла в Ясеневе. Мать — Анна Мидхатовна Амирова. Прадед по материнской линии был муллой. Летом 1988 года участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной пустыни, где познакомился с будущим иеромонахом Василием (Росляковым) (18 апреля 1993 года убитым вместе с иноками Оптиной пустыни Трофимом и Ферапонтом). В 1991 году поступил в Московскую духовную семинарию с характеристикой и рекомендацией, выданной священником Артемием Владимировым. В семинарии нёс послушание певца и уставщика смешанного хора Регентской школы. Учась в Московской духовной семинарии, он был проникнут убеждением, что только православие содержит спасительную истину. Обладая прекрасными способностями, он уже в студенческие годы знал церковные каноны и спорил со студентами и преподавателями, когда они допускали малейшие компромиссы. В 1994 году епископом Магаданским Ростиславом (Девятовым) посвящён в чтеца. В том же году женился на Юлии Михайловне Брыкиной, дочери бизнесмена Михаила Брыкина. В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию. В 1995 году рукоположён в священный сан диакона. В том же году поступил в Московскую духовную академию, продолжив образование на заочном секторе обучения. Диаконское служение проходил в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Болгарское подворье). Не поддерживая никаких компромиссов в соблюдении устава, был в противоречивых отношениях с настоятелем храма архимандритом Борисом (Добревым) (ныне епископ Агатоникийский Болгарской православной церкви). В 2000 году окончил Московскую духовную академию с присвоением степени кандидата богословия. Тема защищённой диссертации «Антропология Адвентистов седьмого дня и Общества сторожевой башни и её анализ». В январе 2001 года рукоположён в священный сан иерея Святейшим Патриархом Алексием II и назначен клириком храма Петра и Павла в Ясеневе при настоятеле игумене Мелхиседеке (Артюхине). Служил священником на Крутицком подворье в храме Воскресения Словущего у о. Анатолия Берестова. В 2003 году организовал самостоятельную приходскую общину в районе метро Кантемировская и, получив в ноябре 2003 года благословение Святейшего Патриарха Алексия II, приступил к организации строительства нового храма в честь пророка Даниила (своего небесного покровителя) на территории Южного административного округа города Москвы. К празднику Святой Пасхи 2004 года за усердное служение Церкви Божией Патриархом Московским и всея Руси Алексием II удостоен права ношения камилавки. В ноябре 2006 года был возведён временный деревянный храм, престол которого освящён в честь апостола Фомы. При храме апостола Фомы, где Сысоев настоятельствовал, развивалось миссионерское движение, включавшее в себя курсы подготовки православных «уличных миссионеров», задачей которых стало привлечение людей к православному вероучению посредством обращения к прохожим на улице. СемьяБыл женат на Юлии Сысоевой (в девичестве Брыкиной). В браке родились три дочери: Иустина, Дорофея и Ангелина. Преподавательская деятельностьС сентября 1995 года преподавал Закон Божий в старших классах Православной классической гимназии «Ясенево». Примерно с 2000 по 2004 годы преподавал литургику на вечерних Богословских курсах при храме апп. Петра и Павла в Ясеневе (подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве). C 2004 по 2009 год преподавал сначала литургику, а потом миссиологию в Перервинской православной духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре. Миссионерская деятельностьПод миссионерской деятельностью отец Даниил Сысоев подразумевал в первую очередь проповедническое слово о Христе. На каждом богослужении обязательно произносил проповедь. На литургии произносил слово, посвящённое теме Евангельского чтения, на всенощном бдении — проповедь на тему празднуемого Церковью события или святого, говорил слово и на молебне и на панихиде и вообще при всяком уместном случае. С 1997 года проводил регулярные, по четвергам, вечерние Библейские беседы (чтение Библии с толкованием), сначала на Крутицком подворье, а с 2006 года — в храме апостола Фомы на Кантемировской. Читал сначала главу из Ветхого Завета и растолковывал практически каждый стих, опираясь на толкования святителя Иоанна Златоуста и других святых отцов. Потом прочитывал главу или часть главы из Нового Завета (в основном Деяний или Посланий или Апокалипсиса) и давал по стихам толкование на читаемое место. В 2007 году возглавил поездку миссионерской группы по кряшенским селениям Татарстана. В 2008 году была организована летняя поездка миссионерской группы в республику Киргизия, в которой отец Даниил принял активное участие: провёл несколько бесед как в местных православных приходах, так и с местными жителями, и совершил несколько крещений местных жителей. Часть миссионерской группы совершила поездку в мусульманский регион у города Ош. В 2009 году состоялась новая поездка миссионерской группы в город Заинск — административный центр Заинского района Татарстана. Помимо того, отец Даниил совершил множество личных поездок (без миссионерской группы) по разным епархиям России и по зарубежным странам — например, две поездки в 2007 и 2008 годах в Македонию. Отец Даниил был одним из главных участников двух открытых диспутов с мусульманами — «Библия или Коран являются откровением Бога?» и «Представление о Боге», трёх диспутов со старообрядцами (представителями РПСЦ) — «Обряд и вера», «Символ веры», «Старые и новые обряды». Отец Даниил регулярно участвовал в различных телевизионных и радиопередачах. По благословению о. Даниила Сысоева была написана икона «Собор святых из ислама в Православие обратившихся», на которой изображены 16 святых, таких как Або Тбилисский, мученик Ахмед Калфа, Омир Иерусалимский и др. Убийство19 ноября 2009 года был смертельно ранен в храме апостола Фомы двумя выстрелами из пистолета (по другим данным, выстрелов было четыре). Убийца («нерусский», как отмечено очевидцами по «характерному акценту»), бывший в медицинской маске, выстрелил два раза также во встретившегося ему на выходе регента хора и скрылся. Даниил Сысоев скончался на операционном столе 20 ноября. Отпевание о. Даниила Сысоева 23 ноября 2009 года в храме Петра и Павла в Ясеневе возглавил архиепископ Арсений (Епифанов); по окончании отпевания Патриарх Кирилл совершил у гроба почившего заупокойную литию. В прощальном слове Патриарх Кирилл, в частности, сказал: На отпевании о. Даниила присутствовали 237 священников и около тысячи мирян. Отец Даниил похоронен на территории храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни на Кунцевском кладбище в Москве. Сорок дней со дня смерти иерея Даниила Сысоева пришлись на его именины — день памяти пророка Даниила. Расследование убийства. Версии и мненияПредшествовавшие конфликтыО неоднократных угрозах убийством за его высказывания об исламе говорил сам Сысоев осенью 2009 года. Мнения20 ноября 2009 года руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, лично знавший убитого, сказал:
В тот же день высказался протодиакон Андрей Кураев:
23 ноября политолог Станислав Белковский высказал мнение, что «у о. Даниила был конфликт с одной крупной компанией», которая «хотела забрать себе земельный участок, на котором стоял храм св. апостола Фомы». Отмечалось также, что убийство было совершено в канун дня рождения Патриарха Кирилла. 26 ноября иеромонах Иов (Гумеров), отвечая на вопрос, можно ли считать кончину отца Даниила Сысоева мученичеством, в статье, опубликованной на Православие.Ru, написал:
Иеромонах Димитрий (Першин), лично знавший о. Даниила, так отозвался о произошедшем:
Версия следствияПо основной первоначальной версии уголовного следствия, убийство было совершено на религиозной почве: ранее погибшему неоднократно угрожали представители некой экстремистской группировки. Ответственность за убийство взял на себя никогда не бывавший на Кавказе сторонник амира мусульман Доку Умарова, имя которого не раскрывается. За помощь в поимке убийцы инвестиционный холдинг «Вашъ Финансовый Попечитель» объявил награду в 1 млн рублей. Позже некоторую информацию об убийце предоставили боевики «кавказского сопротивления», но обещанное вознаграждение так и не было выплачено. Инциденты после убийства Даниила Сысоева5 декабря 2009 года, около 4 часов вечера, клирик храма апостола Фомы священник Виталий Зубков был избит тремя неизвестными на Кантемировской улице, по дороге к храму, — согласно сведениям, полученным от самого Зубкова. Нападение отец Виталий связывает с убийством настоятеля. На 40-й день после смерти иерея Даниила Сысоева, 30 декабря 2009 года, ДПНИ решило провести пикет, посвященный его памяти. На сайте Миссионерского центра пророка Даниила появилось обращение с просьбой не участвовать в данной акции и «не поддаваться возможным провокациям на межнациональной почве». Заявления о раскрытии убийства Даниила Сысоева16 марта 2010 года представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что 1 декабря 2009 года сотрудники правоохранительных органов застрелили при задержании в Махачкале оказавшего вооружённое сопротивление уроженца Киргизии Бексултана Карыбекова и изъяли у него пистолет, из которого в ноябре 2009 года был убит Даниил Сысоев. В тот же день глава пресс-службы Патриархии Владимир Вигилянский заявил: «Мы, конечно, испытываем удовлетворение относительно того, что есть некая ясность, связанная с этим громким преступлением. Однако у меня есть некоторые сомнения относительно того, что полностью раскрыто убийство отца Даниила». На следующий день киргизские журналисты со ссылкой на слова матери Карыбекова заявили, что убитый 1 декабря 2009 года на посту в Махачкале мог быть не Бексултаном Карыбековым; глава компании «Вашъ финансовый попечитель» Василий Бойко, ранее объявивший о вознаграждении за раскрытие убийства, по состоянию на 17 марта 2010 года воздерживался от выплаты премии — в связи с тем, что «на данный момент нет никаких доказательств — ни документальных, ни каких-либо ещё — о том, что найден убийца Сысоева». Община храма пророка ДаниилаВ 2005 году правительство Москвы выделило общине храма пророка Даниила на Кантемировской, возглавляемой Даниилом Сысоевым, 0,5 гектара земли в Москворечье-Сабурове (Пролетарский проспект, 62/16), недалеко от станции метро Кантемировская, для строительства каменного храма в честь пророка Даниила. Пока построен (в ноябре 2006 г.) лишь временный деревянный храм в честь апостола Фомы. В августе 2009 года Департамент природопользования Москвы, указав на нарушение природоохранного законодательства деятельностью общины, заявил о намерении снести храм. 11 августа 2009 года заместитель префекта ЮАО заявил, что принято принципиальное решение разрешить строительство храма в этом месте, а жители, во время общественных слушаний по новому Генеральному плану Москвы, потребовали внести храм в проект Генплана.. При храме действуют миссионерские курсы, певческая школа, иконописная школа, отряд скаутов. Позиция и деятельностьБыл известен своей активной миссионерской работой в среде мусульман-мигрантов (в Москве), обращением в православие татар, чеченцев, дискуссиями о креационизме, диспутами с мусульманами, многостраничной полемикой и статьями о патриотизме и «уранополитизме». Некоторые СМИ квалифицировали его оценки ислама и мусульман как «радикальные». За свои резкие высказывания об исламе критиковался и со стороны православных священнослужителей. В связи с этим Сысоев неоднократно получал угрозы в свой адрес. Высказывался на темы проповеди православия и миссионерства среди различных групп, включая скинхедов, старообрядцев, мусульман. С августа 1996 года вёл беседы с людьми, пострадавшими от деятельности сект и оккультистов. Занимал консервативную позицию по отношению к занятиям йогой, карате, латиноамериканскими танцами и танцем живота, призывая христиан не посещать данные занятия. Отвергал теорию эволюции, был редактором сборника «Шестоднев против эволюции». Придерживался взглядов «уранополитизма», который главным родством признает родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе. Отец Даниил говорил, что во Христе Иисусе «нет ни эллина, ни иудея», а пропаганда национализма — отход от подлинного христианства. Здесь он имел в виду национализм как чувство превосходства своей национальности над другими, а не как отстаивание интересов одного народа и культуры. Относительно второго считал, что только христианство может обеспечить настоящую национальную идентичность, говоря:
Отрицательно относился к коммунизму, считая его заразой, корнем зла которого являлось чувство зависти.. 17 июля 2007 года принял участие в молебне о переименовании станции столичного метро «Войковская», прошедшем в московском храме Всех Святых на Соколе, в ходе которого назвал ликвидацию мавзолея и памятников кровавым деятелям большевизма необходимым актом покаяния. Считал, что образование должно быть только церковным, а нехристианское образование заведомо разрушительно КритикаВ 2007 году сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов собирался подать в суд на Даниила Сысоева за книгу «Брак с мусульманином», которая, по его словам, содержит оскорбительные для мусульман выражения; Нафигулла Аширов назвал православного священника «русским Салманом Рушди». Журналист Халида Хамидулина обвинила Даниила Сысоева в разжигании ненависти к исламу в его публикациях и подала иск в суд. Высказывали недовольство в отношении Даниила Сысоева некоторые ультраправые околоправославные издания за его антимонархическую, по мнению данных изданий, позицию. Представители старообрядцев давали самые негативные оценки Даниилу Сысоеву за высказывания в адрес старообрядцев. После выхода в апреле 2007 года статьи отца Даниила под названием «Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине» старообрядцы обвиняли Сысоева в низком уровне высказываемых им суждений, в клевете, лжи и искажении исторических фактов. Данная статья Сысоева послужила причиной обращения предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви митрополита Корнилия в отдел внешних церковных связей Московского патриархата (ОВСЦ). В обращении митрополит Корнилий указал на многочисленные случаи лжи и клеветы против старообрядцев в статье Сысоева, а также сказал, что данная статья разжигает межрелигиозную вражду. В ответе, написанном от имени ОВСЦ митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, говорится о недопустимости впредь публикации в изданиях Русской православной церкви статей, содержащих оскорбления чувств старообрядцев и игнорирующих соборные определения Русской православной церкви. Митрополит Кирилл предложил провести круглые столы представителей РПЦ и РПСЦ. После этого состоялись три диспута со старообрядцами. Протодиакон Андрей Кураев выразил «пожелание… чтобы методы его миссии не были канонизированы вместе с отцом Даниилом». По мнению Кураева, «вина» в том, что на многих мусульманских сайтах радостно реагировали на убийство священника, лежит и на нём самом. Память14 октября 2010 года его вдовою был представлен фонд его памяти. По словам Юлии Сысоевой, «идея фонда заключается в максимально полной реализации всех проектов и идей отца Даниила по миссии, благотворительности и издательству». СочиненияКнигиВ защиту учения о Божественном сотворении мира
СтатьиВ сборниках
|