Случай на Женевском озере
«Случай на Женевском озере» — (нем. Episode am Genfer See, 1919) — новелла австрийского писателя Стефана Цвейга. СюжетВ летнюю ночь 1918 года у маленького швейцарского городка Вилльнев на берегу Женевского озера, рыбак увидел выходящего из воды человека. Долго не могут понять кто это — незнакомец молчит, но едва только администратор местной гостиницы произнёс русское слово, незнакомец вздрогнул — стало понятно, что это русский солдат, дезертир из Экспедиционного Русского корпуса во Франции:
Теперь у него одна цель — добраться до дома. Сочувствуя русскому, который не имеет никакого понятия где он, зачем он, за кого и против кого воевал, местные жители приютили его, но объяснили, что покинув территорию нейтральной Швейцарии он будет арестован, а поскольку царь отрёкся от престола, то и по окончанию войны он вряд ли сможет уйти домой.
История созданияИсследователи отмечают, что по дневникам невозможно определить дату написания рассказа, вероятно в 1917 году, по воспоминаниям жены писателя, Цвейг неоднократно был в Вилльневе и рассказывал как в то время беженцы из воюющей Франции попадали в нейтральную Швейцарию через Женевское озеро — иногда даже переплывая его вплавь. Впервые новелла опубликована в июле 1919 года в венской газете «Современный мир» («Moderne Welt»). На русском языке вышла в 1928 году в переводе П. С. Бернштейн в IV томе Собрания сочинений писателя, вышедшем в ленинградском издательстве «Время» под редакцией Максима Горького. КритикаЭтот небольшой текст Арнольд Бауэр выделял как один из «самых красивых рассказов» писателя.
Отмечено определённое влияние на Стефана Цвейга русских писателей — замечено сходство новеллы с рассказом Л. Н. Толстого «Люцерн» и рассказом А. П. Чехова «Гусев»:
Обращает на себя внимание, что это единственный рассказ писателя, где появляется русский герой, и именно в год написания новеллы Цвейг закончил эссе «Достоевский», где подробно описал своё восприятие русских: наиболее характерная черта которых, по его убеждению, — чрезмерность, желание во всём дойти до последнего предела, если удел западного человека — умеренность и ограниченность, то отличительное свойство русского человека — беспредельность:
|