Войти  |  Регистрация
Авторизация

Мамонтов, Сергей Иванович (военный)



Сергей Иванович Мамонтов (3 февраля 1898, Москва, Российская империя — 3 марта 1987, Канны, Франция) — участник гражданской войны в 1917—1920 гг. на стороне Добровольческой армии, конный артиллерист. Оставил воспоминания о Гражданской войне под названием «Походы и кони».

Биография

Представитель семьи Мамонтовых. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов был братом его деда. Сергей Иванович вспоминал, как они вместе ловили лягушек за Бутырской заставой и как Савва его учил лепке из глины.

Мамонтов вырос в имении отца в Киреево (район Химок). Окончил в 1916 году гимназию и, по воспоминаниям знавшего его в эмиграции филолога Рене Герра, «боялся, что война кончится без него». Это опасения оказались беспочвенными.

Сергей окончил ускоренный курс Константиновского артиллерийского училища и был выпущен в чине прапорщика в действующую армию. Он попал в 64-ю артиллерийскую бригаду — армейское подразделение второй очереди, развернутое в 1914 году. Бригада воевала на Юго-Западном фронте, и это уже в значительной мере определяло будущее молодого прапорщика: большая часть примкнувших к Добровольческой армии в 1917—1918 годах, в годы Великой войны служила в частях именно Юго-Западного фронта. Фронт действительно был особенным, ведь именно там зарождалась контрреволюция, именно там служили Корнилов, Деникин, Эрдели, Миллер и другие.

В 1917 закончил . Участвовал в ПМВ: прапорщик 64-й артиллерийской бригады.

Вступил в белую Добрармию в августе 1918 года. Воевал в Первой конно-горной батарее; с апреля 1919 — во 2-й конной батарее Дроздовской артиллерийской бригады.

Закончил войну поручиком в Галлиполийском лагере.

После Галлиполи попал сначала в Париж, затем переехал в Берлин, где учился в Высшем Техническом училище архитектуре. Работал архитектором. Перед самым приходом советских войск ему удалось бежать в Тироль. Оттуда он списался со своим старым товарищем по оружию и тот его выписал в Центральную Африку, где и жил следующие 15 лет. Работал в сизальной компании, затем создал свою собственную кофейную плантацию. В 1962 году по приказу президента Дако был арестован и брошен в тюрьму. Поводом послужила юмористическая статья, напечатанная в Америке. Дако вскоре сам был смещен будущим императором Бокасса. Через три дня благодаря французскому консулу его освободили, но выслали из страны. Воспоминания Мамонтова о Центральной Африке печатались в Нью-Йоркской газете «Новое Русское Слово» с 1973 по 1975 год. Позднее переехал жить на юг Франции, где написал «Походы и кони», удостоившуюся в 1979 году литературной премии имени В. Даля в Париже. В городе Валанс и позднее в Каннах работал архитектором. Был прекрасным скульптором. Одна из его работ хранится в коллекции Ренэ Герра.

В эмиграции дружил с биологом Н. Тимофеевым-Ресовским, художником О. Цингером, французским филологом-славистом и известным коллекционером Рене Герра.

Похоронен на загородном кладбище в далёких окрестностях Канн, в общей могиле.

Что нужно знать о личности Сергея Ивановича Мамонтова (1898—1987)? Во-первых, он представитель той самой купеческой фамилии Мамонтовых, к которой принадлежал и Савва Мамонтов (Савва был братом деда Сергея). Во-вторых, он родился в очень неспокойное время, определившее судьбу за него.

Роман Гришин, «Антология белогвардейских воспоминаний», часть 3


Мамонтов воевал на Юго-Западном фронте до октября, затем участвовал в московских боях и некоторое время прожил в Москве уже при большевиках. В середине 1918 года, когда жизнь для офицеров стала в новой столице невыносимой, он вместе с братом уехал в Добровольческую армию. В августе 1918 года Мамонтов был зачислен в конно-горную батарею. Основной состав батареи пришел с отрядом Михаила Дроздовского из Ясс, что автоматически включало «1-ю генерала Дроздовского конно-горную батарею» в число привилегированных добровольческих формирований. С дроздовцами Мамонтов провоевал до самой крымской эвакуации. Он покинул Россию из Ялты. Потом были Галлиполи, Париж, Берлин. Сергей выучился на архитектора в Высшем Техническом училище, работал по специальности. После Второй мировой войны Мамонтов некоторое время проработал в Африке, где создал собственную кофейную плантацию и стал невольным участником центральноафриканских конфликтов. При диктаторе Дако он даже некоторое время провел в тюрьме, но был освобождён как французский подданный.

До 70-х годов жизнь Мамонтова развивалась в приключенческом, но довольно привычном для русской военной эмиграции русле. Строго говоря, и его желание написать мемуары не было чем-то выдающимся. Но вот результат превзошел все ожидания.

Мемуары делятся на две большие категории, которые легко прослеживаются в нашей антологии: воспоминания, написанные для современников, и воспоминания, написанные для потомков. «Походы и кони», несомненно, относятся к последней категории. Такие книги, написанные «с высоты опыта» умудренными людьми, как правило, менее ангажированы. Их главный недостаток — это память, которая часто подводит авторов спустя годы, но у Мамонтова имелся дневник времен войны:

Мне же повезло — у меня сохранился дневник, и я остался жив. Поэтому считаю своей обязанностью изобразить все, что видел…

Отрывки воспоминаний Мамонтова публиковались в эмигрантской периодике с 1970 года. Это были журналы «Русская мысль» и «Новое русское слово». Ирина Иловайская, главный редактор «Русской мысли», входила в состав жюри парижской «Премии имени Даля». Возможно, этот факт как-то способствовал тому, что в 1979 году Мамонтов стал лауреатом премии. Вскоре (1981 год) свет увидело первое полное издание книги «Походы и кони», отпечатанное в YMCA-Press. С этого времени началось триумфальное шествие книги по эмигрантскому миру. Воспоминания Мамонтова были очень тепло встречены и читателями, и критикой, как писал Рене Герра: «Мамонтов внес живые страницы в бесконечный роман, под названием — эмигрантская литература».

После падения СССР воспоминания Мамонтова стали одной из первых белых книг, вернувшихся в русское пространство. Мемуары печатались в 1992 году в периодике, а затем издавались самостоятельно и в сборниках более десятка раз (сравнимо с «Очерками» и «Дроздовцами в огне»).

  • Сергей Мамонтов

«Походы и кони» — это одна из самых популярных мемуарных книг по истории Гражданской войны. Почему?

Во-первых, книга написана литературно одаренным человеком, что нехарактерно для военных мемуаров. Произведение настолько талантливо, что удивительным остается, почему Мамонтов взялся за перо так поздно.

Во-вторых, Мамонтов не принадлежал ни к какой партии и шел на войну «не имея никакого представления о политике, а просто идя спасать гибнущую Россию». Эта его позиция очень подходит «широкой аудитории читателей». Мамонтов приемлем. Автор прожил долгую и насыщенную жизнь, при этом он «выдержал марку», как было принято говорить (не был возвращенцем, советским патриотом и пр.). Эта ровность и уверенность в себе отразилась и на повествовании — насыщенном и одновременно спокойном.

Мамонтов умер во Франции в 1987 году почтенным восьмидесятилетним стариком. После нашумевшей «Походы и кони» он выпустил книгу «Сказание», также оставил довольно обширное литературное наследие в эмигрантской периодике. В частности, он писал очерки о своей бурной жизни в Центральной Африке, не уступающие «Походам» по качеству изложения и накалу страстей. Весь этот материал в России неизвестен и ждет своего исследователя и издателя, а пока «Походы и кони» остаются одной из главных мемуарных книг Русского зарубежья.

«Красная конница была уже недалеко, она перешла на галоп. У нас началась паника. Я бросился к орудию. Мы выпустили два выстрела картечью и рассеяли конницу перед нами, но оба фланга нас захлестнули. Мы прицепили орудие на передок, но не имели времени поставить на низкую ось. Ездовые (Ларионов и Ранжиев) тотчас же тронули крупной рысью. В нашем орудии почему-то было только два выноса (4 лошади) вместо трех. Коноводы подали лошадей. Я еще не вполне отдавал себе отчета в опасности и был удивлен истерическим криком коновода:

— Берите лошадей… Да берите же лошадей, а то я их распущу!

…Выстрелы, крики, кругом силуэты скачущих с шашками всадников. Наши исчезли. Тогда я так испугался, что почти потерял сознание от страха.

Сознание вернулось как-то сразу. Я скакал между двумя красными всадниками, касаясь обоих коленями. Лица их были налиты кровью, они орали и махали шашками, но, очевидно, находились в состоянии одурения, как я допрежь, потому что они меня не замечали. Я попробовал протиснуться между ними, но мне это не удалось. Тогда я попридержал Ваньку, пропустил их и взял направление под углом. Сердце билось, как на наковальне. Всеми силами я старался сохранить разум. Становишься слишком легкой добычей, если балдеешь. Все же перевел я Ваньку на рысь, чтобы сохранить ему силы, если понадобятся. Снял из-за спины карабин и отвел предохранитель. Я знал, что в нем пять патронов. Патроны в то время были редкостью. Присутствие карабина меня несколько успокоило. Я искал глазами среди скакавших наших. Наконец я узнал одного офицера. Мы обрадовались друг другу, как родные. Вскоре нашли и других офицеров. Мы перешли на шаг. Красная атака остановилась.

Мы рассыпались в цепь и открыли огонь по красным. Мой карабин слабо щелкнул. Я открыл затвор — патронов не было, их у меня украли…»

Сочинения

  • Мамонтов С. И. Походы и кони. Париж, YMCA-Press, 1981.
  • Переиздание с сокращениями: Воронеж, изд. «Подъём», журнал «Подъём», 5/6 за 1992 год, ISSN 0130-8165.
  • Переиздание: Походы и кони (Записки поручика) — М., Вече, 2007. — 448 с. (Белогвардейский роман) Тираж 10000 экз. ISBN 978-5-9533-2384-0
  • С. Мамонтов. Походы и кони. // Вооружённые силы на Юге России. Январь-июнь 1919 года.. — М: Центрполиграф, 2003. — С. 258—342. — 672 с. — ("Россия забытая и неизвестная. Белое движение в России", том 17). — 3000 экз. — ISBN 5-95-24-0666-1.
  • С. Мамонтов. «Сказание», Париж, 1986 г., издание «Альбатрос», тир. 500 экз. послесловие Ренэ Герра.
  • С. Мамонтов. «Три рассказа». Изд-во «Русское наследство», 1983.
  • С. Мамонтов. «Чай». Изд-во «Русское наследство», Франция, 1984.

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent