Тогуз коргоол
Тогуз коргоол (кирг. тогуз коргоол, дословный перевод — «девять горошин»), тогыз кумалак (каз. тоғыз құмалақ) — киргизская и казахская народная логическая настольная игра на доске, в которой 18 игровых и две накопительные лунки. Упрощённая версия этой игры называется Уюм тууду (Моя корова отелилась). У игроков по пять лунок, и в каждой лунке по пять камешков. У казахов Монголии похожая игра (по девять камешков в пяти лунках) называется «Есен коргоол». Существует также игра Алты коргоол - Шесть горошин. Игра принадлежит к семейству манкала, включающему такие игры, как вари или калах. В основу игры положено число 9 (девять игровых лунок, в каждой лунке изначально по девять шариков), считающееся у тюрков и монголов священным. Игра развивает математическое мышление и воспитывает выдержку. За свойство игры развивать устный счёт её ещё называют «алгеброй чабанов». Партия может продолжаться четыре-пять часов. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия. Игра строится не только на скорости подсчёта, но и на тактике. В 2020 году ЮНЕСКО включило эту игру в репрезентативный список нематериального наследия. ИнвентарьДоска для игры в тогуз коргоол имеет по 9 игровых лунок для каждого игрока. Кроме этого, в середине доски располагаются две большие лунки для сбора выигранных камней. Количество камней (кирг. коргоол) — 162 штуки. Для обозначения лунки-туза используются специальные знаки, при их отсутствии могут использоваться два камня отличающихся по форме или цвету от игровых камней. Правила1. Начальная позиция 2. Позиция после хода белых: 7—6 3. Позиция после хода чёрных: 5—5 Обозначение лунокДоска для тогуз коргоола делится на две стороны: белую (светлую) и чёрную (тёмную). Лунки на современных досках пронумерованы слева направо от 1 до 9 со стороны каждого игрока. Традиционные названия лунок (киргиз.): 1 — куйрук Перед началом игры в каждую игровую лунку раскладывают по 9 камней. Накопительная лунка пуста. Каждому игроку принадлежит ближний к нему ряд из 9-ти лунок (кирг. үй — дом) и одна накопительная лунка (кирг. казан — котёл), располагающаяся ближе к игроку или по правую руку. ХодыХоды делают по очереди. Право первого хода взаимно оговаривается или разыгрывается жребием, начинающий игру садится с белой стороны. Во время своего хода игрок берёт все камни из любой своей лунки «дом» и, начиная с этой же лунки, раскладывает их по одному против часовой стрелки в свои и чужие дома. Если в исходной лунке только один камень, то он перекладывается в следующую лунку. Выигрыш камнейЕсли последний коргоол попадает в дом соперника и количество коргоолов в нём становится чётным, то коргоолы из этого дома переходят в казан игрока, совершившего ход. ТузТуз — выигранная лунка на стороне соперника. Если при ходе игрока А последний коргоол попадает в дом игрока Б и в нём после этого оказывается три коргоола, то этот дом объявляется тузом игрока А (кирг. туз, соль; каз. тұзды үй). Эти три коргоола попадают в казан игрока А. В последующем каждый коргоол, попавший в туз, переходит в казан игрока А. Существует 3 основных правила взятия туза: Отказаться от туза или изменить его положение нельзя. Туз действует до конца игры и для удобства помечается специальным знаком. Окончание партииПобеда в игре достигается двумя способами: При наборе обоими игроками по 81 коргоолу объявляется ничья. Также партия считается оконченной ничьей, если на доске получается ничейная позиция А.Чылымова (повторение позиции через 73 хода). В турнирной партии победителю присуждается одно очко, в случае ничьи каждому игроку по пол-очка. Также ничья или поражение могут быть объявлены в случаях оговорённых официальным кодексом соревнований (просроченное время обдумывания, опоздание и др.) Ат сырооЕсли после хода игрока А все его дома оказываются пустыми (ход «91»), то он попадает в ситуацию «ат сыроо». Игрок Б делает свой очередной ход. Если после его хода в дома игрока А не попадает ни одного коргоола, то в этой ситуации у игрока А нет ходов и игра заканчивается. Коргоолы из домов игрока Б переходят в казан игрока Б и производится подсчёт коргоолов в казанах. СоревнованияФедерация Тогуз коргоола в Кыргызстане работает с 1991 года (зарегистрирована 27 сентября 1993 года), а в Казахстане с 2004 года. В обеих странах эта игра является народной игрой. В некоторых странах разыгрываются местные чемпионаты. В городе Пардубице (Чехия) в рамках Олимпиады по интеллектуальным играм регулярно проводятся турниры по тогуз коргоолу. В 1994 году в Кыргызстане был организован первый чемпионат Азии. А с 2010 года разыгрывается чемпионат мира. В 2011 году состоялся первый чемпионат Европы. Тогуз коргоол включён в программу Всемирных игр кочевников первые из которых прошли в сентябре 2014 года в г. Чолпон-Ата (Кыргызстан). Запись ходовЗапись ходов в тогуз коргоол несколько проще, чем аналогичная шахматная нотация. Каждый ход записывается двузначным числом (в принципе, возможна краткая запись однозначным числом — номером исходной лунки). Первая цифра числа — номер исходной лунки, вторая — номер лунки в которую попал последний коргоол. При взятии туза после двузначного числа ставится знак Х. Также в ходе игры в специальных таблицах-диаграммах могут фиксироваться промежуточные положения на доске. Каждая ячейка диаграммы обозначает лунку на доске. В ячейки записываются количества коргоолов в соответствующих лунках. Ячейка-туз обозначается знаком Х. Пустые лунки обозначаются прочерком. В нижнем ряду диаграммы белые лунки, в верхнем — чёрные. В выделенные ячейки записывается количество коргоолов в казанах. В культуреТогуз коргоол упоминается в главном киргизском эпосе Манас (фрагмент на киргизском языке): Жалпак жыгач чаптырып, |