Стенографическая машина
Войти  |  Регистрация
Авторизация
» » Стенографическая машина

Стенографическая машина



Стенографическая машина (стенографическая машинка, стенотипическая машина, стенотайп от англ. stenotype) — вид пишущей машинки для стенографирования. Стенотипия — печать текста на стенографической машине (соответствует термину машинопись для печати на пишущей машинке).

У стенографической машины несколько особенностей. Во-первых, аккордовая клавиатура. Клавиши выполняются из гладкого прочного материала и обычно не имеют буквенных обозначений. Во-вторых, результат набора — узкая бумажная лента, на которой один аккорд размещается на одной строке. В-третьих, количество клавиш у машинки значительно меньше, чем букв в алфавите. Поэтому некоторые буквы обозначаются сочетаниями нескольких других букв. В-четвёртых, и это самое важное, для каждого варианта машинки должны существовать простые, логичные и удобные правила стенографирования слов.

Следует различать проблему создания машины, выбор раскладки клавиатуры для машины и создание правил сокращения слов для данного языка. Для того, чтобы стенографическая машина стала использоваться профессионалами, изобретатель должен был более или менее удачно решить все три проблемы. Поскольку это довольно сложно было сделать, количество попыток и изобретений измеряется многими десятками.

В настоящий момент существует три вида стенографических машин: машина Уарда Стоуна Ирланда, которая легко определяется по четырём клавишам в нижнем ряду клавиатуры; машина Марка Гранджина, клавиатура которой отличается осевой симметрией и характерным изломом; и машина профессора Антонио Микела Зукко, которая имеет рояльную клавиатуру и похожа на маленький клавесин.

Несмотря на то, что стенографические машины имеют определённую национальную привязку, их можно использовать для стенографии на других языках, сменив раскладку. Например в Испании, где нет своей «национальной» модели стенографической машины, используются и конкурируют друг с другом машины Ирланда и Гранджина.

Совокупность правил сокращения слов для данной стенографической машины и данного языка называется методом стенотипии. Для одной и той же модели машины и языка таких методов может быть несколько. Кроме того, стенографист вправе использовать свои сокращения в работе, вырабатывая в конечном итоге свой собственный метод.

В конце 70-х годов XX века появились первые прототипы электронных стенографических машинок, в которых с помощью специального программного обеспечения «на лету» выполнялась расшифровка стенограммы. Дальнейшее развитие привело к аппаратам с небольшими экранами, встроенной и/или внешней памятью, вшитыми словарями для расшифровки и, естественно, возможностью прямой связи с компьютером. Если к началу 60-х в США стенотипия целиком вытеснила ручную стенографию, то к началу тысячелетия электронная стенотипия вытеснила механическую.

Стенографические машины имеют довольно высокую цену, значительно превышающую стоимость персонального компьютера. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, эффектом масштаба, поскольку количество потребителей этого товара значительно меньше, чем число владельцев персональных компьютеров. Во-вторых, высоким качеством и надёжностью стенографических машин, поскольку они используются в основном профессионалами и на ответственных работах, где поломки недопустимы. И в-третьих, тем, что для своих владельцев стенографические машины обычно являются средством труда, а покупка их является инвестицией, следовательно покупатель может потратить на стенографическую машину несколько больше, чем на какое-нибудь устройство для развлечения и отдыха, в расчёте на будущие доходы. В ответ на дороговизну появляются проекты по созданию недорогих приспособлений и бесплатного программного обеспечения для занятия стенографией.

История стенотипии

История стенографических машин начинается в 1827 году во Франции, где в городе Клермон-Ферран профессор колледжа Де Клермон, преподаватель латыни, греческого, риторики, механики и космографии, а также библиотекарь Оверни Бенуа Гонод изобретает первый из известных нам вариантов подобных приспособлений. Нужно отметить, что весь XIX век был ознаменован всплеском изобретений различных письменных принадлежностей. Большая часть всех этих прототипов никогда не была востребована, и сейчас представляет интерес только для историков техники. Та же участь постигла и машину Гонода: автор выступил с докладом о ней в Академии города, после чего машина была забыта.

В Германии в начале 1820-х годах барон Карл Дрез создаёт модель 25-клавишной пишущей машинки для своего слепнувшего отца. К 1827 году необходимость в машинке отпала и Дрез переделывает её в 16-клавишную стенографическую машину. Так же как и изобретение Гонода, вариант Дреза не получил распространения.

Примерно в то же время, что и Дрез, итальянский изобретатель Пьетро Конти решает создать машину, которая будет «в состоянии идти в ногу со словами говорящего». Спустя несколько лет он бежит с возлюбленной из родной Чилавеньи в Париж, где 10 августа 1827 года в стенах Академии представляет два аппарата собственной конструкции — тахеограф (итал. tacheografo) и тахеотип (итал. tacheotipo). В связи с утерей документов непонятно, чем одна машина отличалась от другой. В любом случае изобретения Конти успеха не имели.

Однако они вдохновили других изобретателей. В 1831 году представил свою машину итальянский философ, писатель, полиглот и изобретатель Селестино Галли.

Англоязычная стенотипия

Стенотипия в англоговорящих странах является наиболее развитой, что связано с успехами механизации стенографии в первую очередь в США. Здесь родоначальником метода считают Майлса Бартоломью, который в 1877 году изобрёл, а в 1879 усовершенствовал и получил патент на свою стенографическую машину.

Машина Бартоломью

Формально это была 10-клавишная модель, где каждый палец обеих рук становился на своё постоянное место. Реально же (как видно на чертеже) рычаги клавиш попарно соединялись — пятый справа с пятым слева, четвёртый с четвёртым, и т. д. — и модель де-факто получалась 5-клавишной. При нажатии клавиши на узкой бумажной ленте оставался след — в ранних моделях чернильный штрих, а позже просто выдавленное углубление. Всего в строку на ленте убиралось 5 штрихов (углублений). Каждая буква алфавита (а также некоторые сочетания букв) кодировалась системой «штрих-пропуск». Например, если штрих обозначить литерой «-», а пропуск (отсутствие штриха) — «⎵», то латинская буква «A» обозначалась сочетанием «–⎵–––», «B» — «–⎵⎵⎵–», «C» — «⎵⎵–⎵–» и т. д.

Для того, чтобы начать работать на машинке Бартоломью, пользователь должен был установить пальцы на клавиатуру, а затем, каждый раз меняя ударную руку, нажимать соответствующие «аккорды», печатая букву за буквой. Ускорение печати по сравнению с пишущей машинкой достигалось благодаря тому, что не надо было менять положение рук, а также из-за возможности подготовить нажатие следующей буквы, ещё печатая предыдущую. Это последнее умение считалось ключевым. Кроме того изобретатель предполагал использование машины профессионалами (как и сам был профессиональным стенографом), что означало применение принятой в рукописной стенографии системы сокращений. В результате на запись одного слова требовалось 2—3 «аккорда».

Машина Бартоломью нашла как своих сторонников, так и противников. Первые утверждали, что она изменяет фокус внимания стенографиста, сдвигая его с бумаги на лицо говорящего (что может быть важно для судебных секретарей). Противники же пеняли на то, что за один аккорд машинка записывает только одну букву (не утверждая, однако, что скорость машинной стенографии при этом становится ниже ручной). В общем, машина Бартоломью имела свой скромный успех. Коллекционеры утверждают, что общее количество всех моделей (у которых была сквозная нумерация) не превышает 4000. В источниках можно встретить сообщения, что и через 60 лет после изобретения (в 1937 году) машинки ещё использовались судебными секретарями. Однако Стенограф Бартоломью имел свои недостатки, которые взялся исправлять Джордж Керр Андерсон.

Машина Андерсона

Машина Ирланда

Приведём пример. На сдвоенном изображении (левое в паре) представлена раскладка клавиатуры современной английской стенографической машинки. Видно, что буква «B» находится в правой части клавиатуры (относительно центральной клавиши). Следовательно, если эта буква в очередном слове будет в его конце, то её можно застенографировать с помощью собственного символа. Но если «B» идёт в начале слова, то пришлось бы делить его на два аккорда: в первом нажимать только литер «B», а в следующем пытаться зашифровать оставшуюся часть. Это не рационально, поэтому букву «B» в начале слова передают сочетанием двух литеров — «PW». Таких условностей много: «D» в начале слова заменяется на «TK», «K» в конце слова заменяется на «BG», «J» в начале слова шифруется аккордом «SKWR», а в конце слова «PBLG».Общий свод всех подобных правил является основой метода стенотипии. Для английского языка распространённых методов сейчас существует три: StenEd Theory, Phoenix Theory и Magnum Steno Theory.

Экипированный машинкой и знающий один из методов работы, стенографист (или стенотипист) может работать со значительными скоростями диктовки английских текстов. Стандартные тесты для североамериканских судебных секретарей и операторов синхронных субтитров требуют очень высокой точности набора при скоростях 180, 200 и 225 слов в минуту (что соответствует скоростям английской речи). Рекорд зарегистрированный Официальной калифорнийской ассоциацией судебных секретарей составляет 375 слов в минуту.

Стенотипия распространена почти во всех англоговорящих странах.

Стенотипия на других языках

Неанглоязычная стенотипия имеет гораздо более скромные результаты. Не смотря на то, что первая стенографическая машинка была изобретена французом Бенуа Гонодом в 1827 году, это не имело сколько-нибудь значимого продолжения. Следующая попытка, более удачная, была предпринята Марком Гранджином в 1909 году. В 1923 году совместно с женой он организовал фирму, которая существует до сих пор, однако такого успеха как в США его изобретение не имело. В числе причин указывается орфографическая сложность французского языка.

Итальянский язык орфографически прост. В течение пятидесяти лет после Бенуа Гонода в Италии было три неудачные попытки создать популярную стенографическую машинку, пока четвёртая не увенчалась успехом в 1878 году. Профессор Антонио Микела Зукко представил на Всемирной выставке в Париже свою «машину Микела» (и метод стенографирования). Главная отличительная черта машины Микела — рояльная клавиатура. Двумя годами позже эту стенографическую машинку удачно представили в итальянском Парламенте и Сенате. В результате вплоть до наших времён, то есть более 100 лет, в Сенате Италии используется машина и метод Микела. За столетие стенографисты хорошо отработали правила быстрого письма, поэтому на равных конкурируют с машинками других систем на различных международных соревнованиях.

Кроме метода Микела в Италии существовало ещё два других — метод Мелани, основанный на клавиатуре Ирланда и метод Горнати, основанный на 50-клавишной клавиатуре. После того, как фирма Оливетти прекратила выпуск стенографических терминалов, метод Горнати постепенно ушёл в прошлое. Машинки, работающие на методе Мелани активно выпускаются и составляют конкуренцию методу Микела. Они также внедряются в других странах.

Несмотря на значительную историю, стенотипия в Италии была мало популярна. Случай с Сенатом был исключением, подтверждающим правило. Попытка внедрения стенотипии на основе машинки Гранджина в 60-х провалилась. И только через век после изобретения машины Микела, в 1978 году, комиссия по реформе уголовно-процессуального законодательства Италии, побывав на экскурсии в США и впечатлившись масштабами и результатами применения стенотипии, внесла соответствующие поправки в законодательство. К 1980 году профессор Марчелло Мелани из Флоренции разработал одноимённый метод стенографирования на машинке Ирланда. Только после этого, подгоняемая с одной стороны законом, а с другой развитием видеоэлектроники и компьютерных технологий, стенотипия получила заметное развитие в Италии.

В Испании идёт конкурентная борьба между машинками Ирланда и Гранджина. Первые используются в Министерстве юстиции Испании и, соответственно, судах. Вторые работают в Конгрессе депутатов, Сенате, Ассамблее Мадрида, Городском совете Мадрида и других учреждениях.


Добавлено Admin 4-02-2021, 18:00 Просмотров: 7
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent