Распутин и императрица
«Распутин и императрица» — американская историческая драма 1932 года о возвышении и убийстве Григория Распутина. Изображение в фильме княгини Ирины Романовой, порочащее её честь, вызвало её исторический иск к кинокомпании, породивший ставшую стандартом в голливудских фильмах юридическую оговорку: «Все имена и события вымышленны, любые совпадения с реальными людьми и событиями случайны». Автор сценария фильма Чарльз МакАртур в 1934 году был номинирован на Премию «Оскар» за лучший литературный первоисточник. Сюжет1913 год, Российская империя под правлением царя Николая II. Наследник престола цесаревич Алексей болен гемофилией, и небольшое кровотечение грозит ему смертью. Врач императорской семьи доктор Ремезов бессилен остановить кровотечение у мальчика. Княгиня Наташа, фрейлина императрицы Александры и невеста князя Павла Чегодаева, советует пригласить целителя Григория Распутина. Тот убеждает императрицу, что послан Богом, чтобы вылечить ребёнка. Ему удаётся вылечить цесаревича. С влиянием, которое Распутин получает над благодарными родителями, он начинает заменять своими людьми свиту императорской семьи, в чём ему помогает, преследуя свои цели, глава тайной полиции. Князь Павел Чегодаев опасается, что действия Распутина приведут к гибели Империи. Однако, даже Наташа верит в Распутина и предупреждает его, что Павел намеревается убить его. Попытка князя Чегодаева застрелить Распутина проваливается: тот принял меры предосторожности, надев скрытый металлический нагрудник. Император Николай II заставляет Павла уйти в отставку, когда тот признает, что пытался убить Распутина. Убедившись в неуязвимости и набрав власть, Распутин начинает оказывать знаки внимания великой княгине Марии, дочери Николая II. Наташа узнав об этом приходит в ярость и кричит, что расскажет об этом императрице. Распутин вводит её в глубокий транс, но в этот момент случайно входит императрица, и Наташа всё ей рассказывает. Распутин заявляет, что он может делать что хочет — так как теперь он является фактическим царём. В отчаянии императрица обращается за помощью к князю Чегодаеву. На большом приёме, где Распутин является почётным гостем, он узнает в слуге, который подавал ему его любимые традиционные тобольские пирожные, человека работающего на Чегодаева. Подозревая неладное, Распутин велит доставить ему князя Чегодаева, и сам отводит его под дулом пистолета в подвал. Когда они остаются одни, князь Чегодаев насмехается над Распутиным говоря ему, что пирожные были отравлены ядом и вступает в схватку с Распутиным, одолевая слабеющего от яда врага. Однако, Распутин отказывается умирать. Весь в крови, он поднимается и идёт к князю Чегодаеву с криком, что если он погибнет, погибнет и Россия. Князь Чегодаев вытаскивает ослабевшего Распутина на улицу, тащит его по снегу и бросает в реку, где Распутин тонет. В ролях
Судебное дело о клеветеПрототипом принцессы Наташи изначально в сценарии была княгиня Ирина Александрова Романова-Юсупова, а прототипом Павла Чегодаева — Феликс Юсупов, и они были выведены под своими именами; сценарист Чарльз МакАртур в ходе съёмок заменил настоящие имена на вымышленные. Но смена имен персонажей, конечно, не могла скрыть прототипов — о том, что в Чегодаеве узнаваем князь Юсупов писала даже Нью-Йорк Таймс в рецензии в день премьеры фильма. Князь Юсупов действительно имел отношение к убийству Распутина, да и не возражал против этой детали в фильме. Но он возражал против изображения в фильме его жены — что якобы она была изнасилована Распутиным и стала его любовницей. В 1933 году в лондонский суд был подан иск против кинокомпании «Метро-Голдвин-Майер» о распространении не соответствующих действительности порочащих сведений и клевете. Свидетелем со стороны княгини выступал, в частности, генерал-майор Джон Генри Хэнбери-Уильямс, во время Первой мировой войны служивший при Царской Ставке в Могилеве, часто бывавший в Петрограде и хорошо знавший царскую чету. Посмотрев два раза фильм, присяжные согласились с тем, что фильм порочит княгиню. Кинокомпания принесла извинения княгине и публично заявила, что княгиня Наташа в фильме — совершенно вымышленный персонаж и ничего общего с княгиней Ириной Юсуповой не имеет. Суд присудил истице в качестве моральной компенсации 25 тысяч английских фунтов (что на современные деньги соответствует около 500 тысячам долларов), и запретил дальнейший прокат фильма, но киностудия «Метро-Голден-Майер» дополнительно заплатила Юсуповым еще 75 тысяч английских фунтов отступных за разрешение проката фильма. В США вопрос был решён ходе внесудебного урегулирования дела. Общая сумма компенсаций полученных супругами Юсуповыми в современном исчислении составила около 3 миллионов долларов США. Оскорбительные истцам сцены, длительностью около 10 минут, были вырезаны (даже в современных версиях фильма содержится только часть удалённых сцен), что сделало сюжет фильма несколько непонятным для зрителя не знающего об вырезанных сценах: в первой половине фильма княгиня Наташа является сторонницей Распутина, а во второй половине она чрезвычайно боится его, вроде бы без причины. Результатом этого судебного дела стала практика включения в титры голливудских фильмов отказа от ответственности — фразы: «Все имена и события в произведении вымышленны, любые совпадения с реальными людьми и событиями чистая случайность». В 1963 году, пытаясь повторить успех судебного дела, супруги Юсуповы по аналогичным основаниям подали иск в размере 1,5 млн долларов против британской кинокомпании «Си-би-эс», увидев в персонажах фильма «Распутин: Безумный монах» клевету на себя, однако, решение по этому делу так и не было вынесено. В 1989 году английский юрист Дэвид Нэпли (David Napley) опубликовал книгу «Распутин в Голливуде», в которой подробно описал ход процесса по иску Юсуповы против «Метро-Голдвин-Майер». СъёмкиПервоначально режиссёром фильма был Чарльз Бребин, но он не сработался с актрисой Этель Берримор: она считала, что играть царицу так как он указывает нельзя, при этом аргументируя: «я знала её Величество лично». Режиссёром был назначен Ричард Болеславский — русский актёр, один из основателей МХАТ, на гастролях 1922 года оставшийся в США и сделавший карьеру голливудского режиссёра. Ассистентом художника-постановщика был Александр Толубофф (Alexander Toluboff) — родившийся и живший в России, хорошо знавший архитектуру Санкт-Петербурга. Съемки фильма велись на студии кинокомпании в городе Калвер-Сити и заняли 17 недель, из которых пять недель под руководством режиссёра Чарльза Бребина, однако, хотя некоторые сцены снятые им и вошли в финальную версию фильма, его имя в титрах не указано. До назначения режиссёром Ричарда Болеславского сценарий переписывался ежедневно - как минимум двенадцать человек работали над ним до того как текст попал в руки Чарльза МакАртура. В фильм были вставлены кадры российских военных парадов из архива документальных съемок Джеймса Стюарта Блэктона. ПоказПремьера фильма состоялась 23 декабря 1932 года в Нью-Йорке, в кинотеатрах США фильм шёл с 24 марта 1933 года. Также фильм был показан в Финляндии, Дании, Португалии, Великобритании, Германии, Австрии и Греции. Фильм имел небольшой кассовый успех: при бюджете в 1 млн. долларов собрал 1 млн. 379 тыс. долларов, однако, из-за судебных издержек, составивших около 1 млн. долларов, принёс киностудии убыток. На кассовые сборы повлияло и то, что фильм вышел в период Великой депрессии — зрителей мало интересовала история богатой привилегированной правящей царской семьи. В своих мемуарах Эйтель Бэрримор вспоминала о премьере фильма в Нью-Йорке:
ДополнительноФильм является первым в карьере Дайаны Уиньярд (исполнительница роли Наташи). Фильм является первым звуковым фильмом актрисы Этель Берримор и самой первой известной записью её голоса. Это единственный фильм, в котором появляются вместе все трое Бэрриморов — Этель, Лайонел и Джон. В мультфильме о Микке Маусе «Mickey’s Gala Premier» 1933 года, высмеивающем голливудских звёзд, все трое Бэрриморов появляются в костюмах из фильма «Распутин и императрица». Замечено, что униформа солдат в фильме 1939 года «Волшебник страны Оз» совпадает с зимней униформой царевича Алексея в фильме «Распутин и императрица», что неудивительно — над обеими картинами работали художник-постановщик Седерик Гиббонс и костюмер Эдриан. Критика
|