Дорофей (Дбар)
Архимандрит Дорофей (абх. Архимандрит Дараҭ, греч. Αρχιμανδρίτης Δωρόθεος в миру Дмитрий Заурович Дбар; род. 18 января 1972, село Мгудзырхва, Гудаутский район, Абхазская АССР) — священнослужитель Гуменисской митрополии Константинопольской православной церкви, несущий своё служение в Абхазии; доктор богословия (2014), старший научный сотрудник отдела истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. Гулиа Академии наук Абхазии (с 2018 года), автор многочисленных работ по истории православия в Абхазии; лидер движения за автокефалию Абхазской православной церкви. Русская православная церковь, в юрисдикции которой он ранее состоял, числит его как временно запрещённого в священнослужении клирика Майкопско-Адыгейской епархии. Тезоименитство — 3 (16) сентября (мученика Дорофея Никомидийского). БиографияДетствоРодился 18 января 1972 года в селе Мгудзырхуа Гудаутского района Абхазской АССР. Согласно свидетельству о рождении, получил имя Джума, хотя с детства все называли Дмитрием (Димой). Имя Джума указано во всех официальных документах, выданных до 1993 года. 3 июня 1993 года (в связи с поступлением в Московскую духовную семинарию) в Гудаутском районном отделе ЗАГС получил свидетельство о перемене имени: переменил имя «Джума» на «Дмитрий». В детстве перенес заболевания корью и ветрянкой. Начальное и среднее образованиеПервый год начального образования прошел в средней школе села Мгудзырхуа в 1977—1978 годах. Школа носит имя Василия Агрба (1889—1938), бывшего священника церкви Пророка Илии села Мгудзырхуа, который после 1917 года стал революционером и соратником председателя Совнаркома Абхазии Нестора Лакоба. Среднее образование получил в абхазской средней школе № 1 им. Нестора Лакоба в городе Гудауте, где обучался в 1978—1988 годах (11 классов). Выдающийся руководитель советской Абхазии Нестор Лакоба (1893—1936) был воспитанником Новоафонской монастырской школы для абхазских мальчиков. В период обучения архимандрита Дорофея (Дбар) в Гудаутской средней школе заведующим учебной частью школы и преподавателем истории была Валентина Васильевна Агрба, дочь вышеупомянутого священника и революционера Василия Агрба, а классным наставником — Алла Цикоровна Габуния, которая родилась в северном корпусе Новоафонского монастыря (в советское время в этом корпусе размещались коммунальные квартиры). «Характеристика выпускника 11 класса Гудаутской абхазской СШ № 1 им. Н. Лакоба, ДБАР Д. З., 1972 года рождения, член ВЛКСМ, абхаза. Дбар Джума обучался в данной школе с 1978 года. За время учебы показал хорошие способности. Мальчик трудолюбивый, исполнительный. Принимал участие во всех школьных мероприятиях. Длительное время являлся редактором школьной и классной газеты. Хорошо рисует. Характер уравновешенный, отзывчивый. Физический здоров. Родители уделяли большое внимание воспитанию сына. Окончил полный курс университета военно-патриотического и нравственного воспитания старшеклассников. Классный руководитель: А. Ц. Габуния. Директор школы: Л. И. Тарнава. Секретарь комсомольской организации: В. Пилия». Одновременно со средней школой окончил Гудаутскую детскую художественную школу. В свидетельстве об окончании детской художественной школы указано, что получил следующие оценки: 1. Живопись — 5 (пять); 2. Рисунок — 5 (пять); 3. Композиция — 5 (пять); 4. Скульптура — 5 (пять); 5. История искусства — 4 (четыре). С 1 сентября 1986 года по 25 мая 1988 года прошел курс в Гудаутском межшкольном учебно-производственном комбинате по специальности «столярное дело». Сдал на отлично теорию и практику и получил соответствующее свидетельство (№ 114, специальность — столяр второго разряда). В годы учебы в Гудаутской средней школе занимался в кружках абхазского народного танца и фотодела. Последним архимандрит Дорофей увлекся надолго: в 1985 году родители приобрели ему любительский фотоаппарат «Смена 8М» и домашнюю фотолабораторию; с 1988 года стал обладателем полупрофессионального фотоаппарата «ФЭД»; с 1997 года пользовался полумеханическим «Зенитом», который в 2005 году сменил на полупрофессиональный и затем профессиональный «Nikon». В годы школьной учебы увлекался и спортом. Хорошо играл в футбол и баскетбол. Во время летнего отдыха в детском лагере «Дзержинец» (Золотой Берег, прибрежная часть села Мгудзырхуа) несколько раз становился победителем в различных спортивных соревнованиях. В юности хорошо играл в волейбол, настольный теннис, нарды и бильярд. Кроме того, с детства неплохо играл и в шахматы (научился от отца). Сухумское художественное училищеВ августе 1988 году поступил на второй курс Сухумского художественного училища. В экзаменационном листе сообщается, что абитуриент Дбар Д. З., решением дирекции училища от 5 июня 1988 года, допущен к сдаче приемных экзаменов по специальности скульптор, сектор — русский. В том же экзаменационном листе дана информация и об итогах сдачи абитуриентом Дбар Д. З. приемных экзаменов: 1. Рисование — 4 (четыре); 2. Живопись — 4 (четыре); 3. Композиция 1 — 4 (четыре); Композиция 2 — 4 (четыре); 5. Язык и литература (русский) — 4 (четыре); 6. История народов СССР — 5 (пять). Фотография Д. З. Дбар, 1988 года, из личного дела студента Сухумского художественного училища им. А. Чачба. Хранится в архиве Сухумского художественного училища им. А. ЧачбаВ 1990 году работал художником-оформителем в нескольких библиотеках города Сухум. В 1991 году выполнил ряд заказов: художественное оформление корпусов пионерского лагеря «Дзержинец» (Золотой Берег, прибрежная часть села Мгудзырхуа) и изготовление рекламного щита, установленного при везде в село Мгудзырхуа. В 1991 году окончил училище и защитил дипломную работу по специальности «художник-оформитель». Дипломная работа (руководитель — художник Павел Амичба) — витражное панно по мотивам абхазского эпоса «Абраскил», было установлено в здании Сухумской школы-интернат № 1 (ныне — Абхазский государственный лицей-интернат им. К. Ф. Дзидзария). Абхазский государственный университетВ 1991 году поступил в Абхазский государственный университет, на отделение изобразительного искусства. В начале декабря 1991 года принял участие в художественной выставке, организованной в стенах Абхазского государственного университета, и вызвавшей большой общественный резонанс. Ей были посвящены несколько публикаций в газетах «Аҧсны», «Республика Абхазия» и «Абхазский университет». Одна из студенческих работ (живописная композиция) была включена в состав работ абхазских художников, представленных в 1992 году на выставке «Колумб-92» в Генуе (Италия), организованной в честь 500-летия открытия Америки Христофором Колумбом. Картины и иконографические зарисовкиХранятся в фондах Церковно-археологического музея Священной Митрополии Абхазии. Ссылка ВоцерковлениеС января 1992 года стал регулярно посещать богослужения в Сухумском кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы, где познакомился с иеродиаконом Антонием. Слушал лекции, которые читались отцом Антонием в зале Управления Сухумо-Абхазской епархии. От него же в качестве подарка получил своей первый машинописный молитвослов под названием «Каждодневные молитвы православных христиан» и факсимильное издание «Слово о смерти» (Санкт-Петербург,1863), составленное Игнатием, епископом Кавказским и Черноморским (святитель Игнатий Брянчанинов). 9 апреля 1992 года в храме Успения Богородицы села Лыхны принял Таинство Крещения. Крещение совершил иерей Виссарион Аплиаа. Восприемники (крестные родители): Теймураз Дзидзария (художник, кузнец-оружейник) и Ирма Гублия (искусствовед). 26 апреля 1992 года вместе с Адгуром Ампар (ныне иеромонах Андрей) принял участие в своем первом Пасхальном богослужении в Лыхненском храме Успения Пресвятой Богородицы. Там впервые познакомились с Русланом Сарсания (ныне иеродиакона Давид), который нёс послушание на клиросе и читал богослужебные тексты на абхазском языке. В тот же период познакомился с еще несколькими молодыми абхазами, практиковавшими церковную жизнь: Леоном Аджинджал (ныне монах Пантелеимон), который дал прочитать первый катехизис на русском языке, опубликованный в качестве приложения к церковному календарю РПЦ за 1992 год; Ардой Ашуба (ныне директор АбИГИ им. Д. Гулиа АНА), несшим послушание иподиакона у митрополита Сухумо-Абхазского Давида (Чкадуа); и Илиёй Джопуа (сын ныне иеромонаха Сергия Джопуа). В июне 1993 года вместе с Адгуром Ампар (ныне иеромонах Андрей) был на приеме у председателя Верховного совета Абхазии В. Г. Ардзинба, который вручил специальное письмо к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, с просьбой принять Д. Дбар и А. Ампар на обучение в Московскую духовную семинарию. Архимандрит Дорофей (Дбар), в своих воспоминаниях о личных встречах с В. Г. Ардзинба (1945-2010 гг.), об этом пишет: «Это был июнь месяц 1993 года, шла война. Я, тогда просто Дмитрий Дбар, вместе с Адгуром Ампар (сейчас он иеромонах Андрей) сидели на лавочке перед домом в Гудауте, где во время войны работал Владислав Григорьевич Ардзинба, и ждали, когда нас пригласят к нему. Перед домом находились несколько ребят в военной форме. Один из них был Джон Хутаба. Его я запомнил не только по тому, что он выделялся своим атлетическим телосложением, но был знаком с ним еще с довоенного времени. Мама у меня тоже Хутаба. Вдруг на балкон дома, который был расположен как раз с фасадной стороны, неожиданно вышел Владислав Григорьевич. Он был в белой рубашке с короткими рукавами и галстуке. Помню, что, увидев Владислава Григорьевича, я испытал глубокое волнение. В скором времени нас провели в кабинет, где нас с улыбкой на лице приветствовал Владислав Григорьевич и предложил сесть на стулья, стоявшие перед его рабочим столом. Он сказал, что отец Виссарион уже сообщил ему о решении направить нас для поступления в Московскую духовную семинарию, и что он всецело одобряет это решение, поскольку у Абхазии, где много христианских святынь и памятников культуры, должны быть свои священники. Встреча длилась около 15-20 минут. Затем нас провели в канцелярию, где Аида Ладария дала нам на руки письмо на имя Патриарха Московского и вся Руси Алексия II, в котором Владислав Григорьевич, как Председатель Верховного совета Республики Абхазия, просил Его Святейшество принять нас на обучение в Московскую духовную семинарию. Будучи уже в Москве, мы это письмо передали в руки Алексея Ващенко, тогда секретаря народного депутата Верховного Совета РСФСР Сергея Николаевича Бабурина, который вместе с сопроводительным письмом перенаправил его в Московскую Патриархию. Жаль, что я тогда не сделал копию письма Владислава Григорьевича. Не знаю, сохранилось ли оно в абхазских архивах. Но благодаря именно этому письму в августе 1993 года мы были приняты на обучение в Московскую духовную семинарию». Московская духовная семинария и академияВ августе 1993 году поступил в Московскую духовную семинарию, а по её окончании, продолжил обучение в Московской духовной академии, курс которой завершил в 2001 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «История христианства в Абхазии в первом тысячелетии» (научный руководитель доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии, А. И. Сидоров). С 1993 по 1999 гг. состоял в Православном братстве святого апостола Симона Кананита и принимал участие в издании газеты «Православная Абхазия». 30 сентября 1993 года на заседании Совета Братства св. апостола Симона Кананита, с участием представителей московского Братства св. апостола Иоанна Богослова, на него было возложено временное исполнение обязанностей председателя Братства св. апостола Симона Кананита с правом официального представительства и пользования печатью. С февраля 1994 по 1995 гг. преподавал «Закон Божий» для детей-абхазцев в Московской многонациональной школе № 1650. 3 ноября 1996 г. за Божественной Литургией в храме св. Иоанна Лествичника при Московской духовной академии и семинарии была совершена хиротесия во чтеца епископом Верейским Евгением, ректором Московской духовной семинарии и академии (удостоверение № 1614 от 5 ноября 1996 г.). В ведомости об успеваемости и поведении студента первого курса Московской духовной академии Дмитрия Дбар за 1997/98 гг., выданной Советом Академии от 9 июня 1998 г., сообщается, что, после получения за предметы «Священное Писание Ветхого Завета», «Основное богословие», «История Древней Церкви», «Литургике», «Гомилетике», «Сектоведению», «Истории религий», «Христианство и литературе», «Риторике», «Истории церковного пения», «Истории философии», «Организации хозяйства», «Православной педагогике», «Древнему языку: латинскому», «Новому языку: английскому», а также за сочинение и поведение — 5 (пять баллов), а за предмет «История Русской Церкви» — 4 (четыре балла), переведен на второй курс Московской духовной академии. В 1999 г., в год празднования 200-летия со дня рождения великого русского писателя А. С. Пушкина, на Первом канале Российского телевидения был реализован проект «Наш Пушкин». Он заключался в телемарафоне, в котором разные люди читали по несколько строк из романа в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин». Среди них оказался и архимандрит Дорофей (Дбар), тогда Дмитрий Дбар — студент Московской духовной академии. Ссылка См. на 7 минуте, 20 секунде. Монашеский постриг и рукоположение в священный сан26 августа 2001 года в Михайловском мужском монастыре (Республика Адыгея) был пострижен в монашество с наречением имени Дорофей в честь святого мученика Дорофея Никомидийского. 29 августа 2001 года епископом Майкопским и Адыгейским Пантелеимоном (Кутовым) в Свято-Троицком кафедральном соборе города Майкопа был рукоположён в сан иеродиакона, а 9 сентября — в сан иеромонаха. В том же году получил отпускную грамоту и продолжил своё служение в Абхазии, оставаясь при этом заштатным клириком Майкопской епархии. Служение в АбхазииВ 2000 году организовал церковное издательство «Стратофил», за время существования которого (2000—2006) было выпущено несколько научных монографии по истории Абхазской православной церкви, фотоальбомы храмов и монастырей Абхазии, аудио и видео продукция, Библия для детей на абхазском языке. В 2001 году возглавил возрождение мужского общежительного монастыря св. Иоанна Златоуста в Команах (Сухумский район Абхазии), где с 2001 по 2006 гг. исполнял обязанности настоятеля. С 2001 по 2002 гг. был секретарём Епархиального совета Сухумо-Абхазской епархии, и одновременно был служащим священником Благовещенского кафедрального собора города Сухум, проводя при соборе в течение полугода курс лекций «О православной вере» для мирян. В 2002 году создал Новоафонское духовное училище при монастыре св. апостола Симона Кананита в городе Новый Афон. С 2002 по 2006 гг. — ректор Новоафонского духовного училища. За время его руководства училищем, было выпущено 25 студентов, из которых четверо стали священнослужителями, двое — приняли монашество, пятеро — поступило в высшие богословские школы России. В училище им были прочитаны курсы лекции по догматическому богословию, патрологии, литургике и истории Абхазской православной церкви. В 2002 г. создал Фонд Церковно-археологического музея при Новоафонском монастыре. Фонд располагает обширной коллекцией дореволюционных икон, книг, литографий, фотографий и церковной утвари. Кроме того, в Фонде хранятся различные архитектурные артефакты древних абхазских храмов. В Фонде также собрана коллекция живописных полотен и графических работ современных абхазских художников на религиозную тематику. В 2003 году на базе Новоафонского духовного училища им была открыта Регентская школа для девушек. Из воспитанниц Регентской школы в 2004 году иеромонах Дорофей организовал хор храма св. апостола Симона Кананита (Новый Афон). Хор в 2005 году принимал участие в международных фестивалях в России и Германии. Было выпущено два компакт-диска. С 2001 по 2006 года вёл активную миссионерскую деятельность в Абхазии. В этот период совершал богослужения и различные Таинства в следующих храмах: часовне-храме Пицундских Святых в г. Пицунда, храме св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне, храме Покрова Богородицы в Новом Афоне, Успенском соборе в п. Дранда, Успенском соборе с. Моква, храме св. Георгия Победоносца в с. Чубурхиндж, храме пророка Илии в п. Агудзера, в молитвенной комнате Драндской тюрьмы. За это время им лично было крещено более 5000 абхазов. В течение 2005 года, каждый воскресный день, на канале частного телевидения «Интер ТV» (Сухум) вел передачи «Беседы о православной вере». В рамках этого проекта было снято 11 документальных фильмов о православных храмах Абхазии. С 2005 по 2014 гг. принимал активное участие в издании газеты «Христианская Абхазия». Служение и учеба в ГрецииИз-за разногласий с иереем Виссарионом Аплиаа в вопросах административного устройства Абхазской православной церкви в январе 2007 года оставил настоятельство в монастыре св. Иоанна Златоуста в Команах и ректорство в Новоафонском училище и отправился на учёбу в Аристотелевский университет Салоник. Указом № 017 от 17 июня 2007 года почислен за штат епископом Пантелеимоном (Кутовым). В январе 2007 года был зачислен в состав братии монастыря святых Рафаила, Николая и Ирины в юрисдикции Гуменисской митрополии Элладской Православной Церкви. С октября 2007 по май 2008 годов прошел академический курс новогреческого языка в Институте новогреческого языка при Аристотелевском университете г. Салоники. В мае 2008 года сдал экзамен и получил аттестат, позволявший продолжить обучение в высших учебных заведениях Греции. 28 декабря 2007 года решением действующего Совета митрополии Гумениссы, Аксиуполеоса и Поликастры Элладской Православной Церкви был зачислен в штат священнослужителей Гуменисской митрополии. С 16 января 2008 года данное решение официально вступило в силу. 29 февраля 2008 года был определён служащим священником в храм святого Димитрия Солунского в городе Аксьюполис в общине Пеонии. С сентября 2008 по май 2009 года прошёл базовый курс французского языка во Французском Институте в Салониках (Греция). 29 октября 2009 года был принят в аспирантуру Аристотелевского университета Салоник, для написания докторской диссертации в Богословском отделении Богословского факультета Аристотелевского университета. Тема диссертации: «Место кончины святого Иоанна Златоуста». Научный руководитель доцент Богословского отделения Богословского факультета Аристотелевского университета, доктор богословия, Евангелия Амириду. С октября 2009 по май 2011 года прошел базовый курс английского языка в Центре изучения иностранных языков «ASSOS» в Салониках. 21 апреля 2011 года, в Великий Четверг, в храме Успения Пресвятой Богородицы монастыря Пресвятой Богородицы в городе Гумениса митрополитом Гуменисским Димитрием (Бекярисом) был возведён в достоинство архимандрита. Выступил одним из лидеров проведения Церковно-народного собрания в Абхазии по вопросу о дальнейшей судьбе автокефалии Абхазской православной церкви и 15 мая 2011 года был избран председателем Совета Священной Митрополии Абхазии с центром в Новоафонском монастыре, а также кандидатом во епископа. 26 мая 2011 года указом № 068 епископа Майкопского и Адыгейского Тихона (Лобковского) запрещён в священнослужении сроком на один год, в связи с чем обратился к священноначалию Московского Патриархата с открытым апелляционным письмом. Не исключил возможности окончательно покинуть юрисдикцию Русской православной церкви. 11 июня 2012 года, после прошедшего 6-7 июня 2012 года заседания Священного Синода РПЦ в Геленджике, епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном (Лобковским) указом № 066 вновь запрещён в служении на три года, но фактически вышел из юрисдикции Московского Патриархата, прилюдно порвав указ о запрещении и начал поминовение Вселенского (Константинопольского) патриарха. С 8 февраля по 31 мая 2013 г. прошел специальный курс лекций по «Греческой палеографии, кодикологии (кодификации) и издании рукописей», организованный Греческим палеографическим обществом совместно с Центральной библиотекой Салоник. Основная часть лекций была прочитана председателем Греческого палеографического общества, профессором Евфимиосом Лицасом. 4 июня 2013 г. сдал экзамены и получил соответствующее удостоверение. 8 мая 2014 года в Университете Аристотеля в Салониках защитил диссертацию на тему «Место кончины святого Иоанна Златоуста» («Τόπος θανάτου του αγ. Ιωάννου του Χρυσοστόμου»), получив учёную степень доктора богословия. Служения в АбхазииС января 2015 года автор проекта и главный редактор религиозно-просветительского журнала Священной Митрополии Абхазии «Алашарбага» («Светильник»). Ссылка 12 июня 2015 года срок запрета был продлен епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном (РПЦ) в очередной раз ещё на три года. Ссылка С июля 2015 года читает лекции на различные богословские, церковно-исторические и литургические темы в Богословском лекториуме при Новоафонском монастыре. Ссылка С 1 октября 2015 года стал Председателем правления Культурно-просветительского центра «Адуней». Под его руководством в 2015 году были разработаны архитектурный и инжирное-строительные проекты строительства нового здания Культурно-просветительского центра «Адуней» в г. Сухум. Ссылка В ноябре 2015 года открыл Церковно-археологический кабинет в Новоафонском монастыре. В Кабинете хранится большой фонд раритетных книг по истории Абхазии, истории христианства в Абхазии, Православной Церкви Абхазии, византологии, богословию, языкознанию и философии. Также в фондах Кабинета хранится большое количество копий архивных и иных материалов по истории Абхазии и истории христианства в Абхазии из различных частных и публичных коллекций. Ссылка 15 мая 2016 года на II-ом Церковно-народном собрании, прошедшем в монастыре св. апостола Симона Кананита в г. Новый Афон, был вновь избран Председателем Совета Священной Митрополии Абхазии (сроком на 5 лет). Ссылка C 2017 года занимается восстановлением скита св. Иоанна Крестителя в с. Анхуа Гудаутского района и созданием при нем реабилитационного центра для наркозависимых. Ссылка Преподавательская и научная деятельностьС 1 марта 2018 г. является старшим научным сотрудником отдела истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. Гулиа Академии наук Абхазии (АбИГИ АНА). С октября 2018 г. по февраль 2020 г. вел свободные курсы греческого языка в АбИГИ им. Д. Гулиа АНА для преподавателей, аспирантов и студентов различных научных и учебных заведений Абхазии. С сентября 2020 г. преподаватель Абхазского государственного университета (АГУ), читает курс лекций «Древнегреческий язык для историков» для магистрантов исторического факультета АГУ. Организатор и участник археологической экспедиции «Анхуа 2019», которая с 15 по 25 октября 2019 года проводила археологические раскопки у руин храма св. Георгия в селе Анхуа Гудаутского района Республики Абхазия. Принимал участие в различных научных и иных конференциях в Абхазии, России и Греции. В 2009 г. принял участие в XXIII Международном научном симпозиуме христианских Фессалоник (Салоник) — «Апостол Павел, Фессалоникийская Церковь и два послания к Фессалоникийцам». Симпозиум проходил с 29 по 31 октября 2009 г. в Институте патрологических исследований при монастыре Влатадон в г. Фессалоники (Салоники, Греция). 22-29 апреля 2018 г. в ХХХ международных «Крупновских чтениях» по археологии Северного Кавказа (г. Теберда, КЧР). На заседании ІѴ секции «Археология развитого и позднего средневековья» зачитал совместный доклад с Docteur des Lettres, France, с.н.с. отдела сравнительного культуроведения Института Востоковедения РАН, г. Москва Ендольцевой Екатериной Юрьевной, посвященный теме «Алтарная преграда из церкви в Дранде (Республика Абхазия): новые данные». Данный доклад вошел в сборник материалов вышеназванной международной научной конференции (Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и средневековье. ХХХ «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Материалы международной научной конференции. Отв. ред. У. Ю. Кочкаров. Карачаевск, 22-29 апреля 2018 г. Карачаевск, 2018. — С.456−458). Ссылка 13 ноября 2019 г. в международной конференции «Архив как атрибут государственности», приуроченной к 90-летию со дня образования Государственного архивного управления Республики Абхазия. Конференция проходила в Национальной библиотеки Республики Абхазия имени И. Папаскир. Тема доклада: «Копии 64 архивных документов 1887—1923 гг. из ЦГА Абхазской АССР, обнаруженных в Греции». Ссылка 21 ноября 2019 г. в международной конференции «Проблемы изучения памятников материальной культуры Кавказа (І тыс. до н. э. — сер. І тыс. н. э.)», посвященной 85-летию со дня рождения видного археолога-кавказоведа Г. Шамба. Конференция проходила в АбИГИ им. Д. Гулиа АНА. Тема доклад: «Греческие надписи из Эшерского городища (ІѴ-ІІ вв. до н. э.)». Ссылка Ссылка БиблиографияЯвляется автором двух научных монографий, 7 книг, более 20 научных статей и более 180 публицистических статей, а также переводов богослужебных и других текстов с древнегреческого, новогреческого и славянского языков на абхазский и русский языки. Семья
|