Гомберт, Николя
Войти  |  Регистрация
Авторизация
» » Гомберт, Николя

Гомберт, Николя



Николя Гомберт, также Гомбер (нидерл. Nicolas Gombert; ок. 1495, Ля Горг, близ Лилля? — ок. 1560, Турне) — франко-фламандский композитор, представитель нидерландской школы полифонистов.

Биография

Сведения о жизни Гомберта скудны. Учился композиции, возможно, у Жоскена Депре (свидетельство Генриха Финка). С 1526 года — певчий в придворной капелле Карла V, которая в 1526—1533 годах (вслед за Карлом) перемещалась по разным городам Испании, Германии, Нидерландов.

С 1529 года капельмейстер в той же капелле (официально — magister puerorum), в связи с чем занимался музыкальным образованием и христианским воспитанием отроков, а также обеспечивал их хозяйственные повседневные нужды. Последнее упоминание о деятельности Гомберта в капелле Карла относится к 1538 году. Далее, по свидетельству Джероламо Кардано, Гомберт был обвинён в растлении «первого мальчика» (хориста капеллы) (pueri principalis) и был послан на галеры, где в кандалах продолжал сочинять «лебединые песни» (cygneas cantiones) в надежде смягчить своего покровителя. Наконец, он удостоился прощения императора (дата освобождения неизвестна), но в служении при дворе отныне ему было отказано. Остаток дней Гомберт провёл безбедно, живя на средства дарованной ему императором пенсии (пребенды) в качестве каноника одной из церквей Турне (canonicus Tornacensis). Поскольку он с тех пор не упоминается в исторических церковных документах, предполагают, что Карл лишил его и права отправлять богослужение. Единственный документ, сохранившийся после осуждения Гомберта,— письмо 1547 года к итальянскому герцогу Гонзаге, содержание которого не добавляет никаких деталей к биографии композитора.

Творческое наследие

Один из ведущих композиторов «постжоскеновского» поколения, Гомберт работал преимущественно в области церковной вокальной музыки. Главная особенность его техники полифонической композиции — последовательное и активное применение сквозной имитации. Гомберту принадлежат 10 месс, большинство из которых представляют собой примеры мессы-пародии. Кроме того, Гомберт — автор около 160 мотетов (в основном на 4-5 голосов), из которых известны политекстовый «Salve Regina» (с подзаголовком «Diversi diversa orant»), «O musae Jovis» (памяти Жоскена), «Tribulatio et angustia», «Media vita». Также его перу принадлежат 8 магнификатов на каждый из церковных тонов, написанные в alternatim-технике. Из его французских шансон (всего около 70) известны «Je prens congié», «Resveillez vous» (изобретательно имитирующая <наподобие «Пробуждения птиц» К. Жанекена, но более интересная гармонически> пение птиц), «Mille regretz» (на одноимённую шансон Жоскена). Сохранилась также одна пятиголосная испанская песня (кансьон) и один шестиголосный итальянский мадригал.

Полное собрание сочинений Гомберта в 12 томах опубликовано в CMM VI.

Сочинения

Примечание. Если не указано иное, в скобках дана дата первой публикации.

Мессы

  • Quam pulchra es, 6v. (1532, на мотет Болдвейна <Bauldeweyn>);
  • Da pacem, 4v. (1532, на cantus planus);
  • Sancta Maria succurre miseris, 4v. (1540, на мотет Ф. Вердело);
  • Media vita, 5v. (1542, на собственный мотет);
  • Sur tous regretz, 5v. (на шансон Ж. Ришафора; возможно, написана по случаю коронации Карла V 24 февраля 1530);
  • Philomena praevia, 5v. (1542, на мотет Ж. Ришафора);
  • Dulcis amica (1556);
  • Je suis desheritée, 4v. (1557, на шансон Люпуса <Lupus> или Кадеака <Cadéac>);
  • Beati omnes, 4v. (на собственный мотет);
  • Tempore paschali, 6v. (раннее сочинение; на cantus planus);
  • Другая церковная музыка

  • Credo, 8v.
  • Магнификат первого тона (рукопись 1552 г.);
  • Магнификат второго тона (рукопись 1552 г.);
  • Магнификат третьего и восьмого тонов (рукопись 1552 г.);
  • Магнификат четвёртого тона (рукопись 1552 г.);
  • Магнификат пятого тона (рукопись 1552 г.);
  • Магнификат шестого и первого тонов (рукопись 1552 г.);
  • Магнификат седьмого тона (рукопись 1552 г.);
  • Магнификат восьмого тона (рукопись 1552 г.).
  • Мотеты (выборка)

  • Aspice Domine quia facta est, 4v. (1539);
  • Ave regina caelorum, 4v. (1539);
  • Ave sanctissima Maria, 4v. (1539);
  • Dicite in magni, 4v. (1539);
  • Dignare me laudare te, 4v. (1539);
  • Domine pater et Deus vitae meae, 4v. (1539);
  • Domine situ es jube, 4v. (1539);
  • Duo rogavi te Domine, 4v. (1539);
  • Ecce nunc tempus acceptabile, 4v. (1539);
  • Fidelium Deus omnium conditor, 4v. (1539);
  • Fuit homo missus, 4v. (1539);
  • Inter natos mulierum, 4v. (1539);
  • Levavi oculos meos, 4v. (1539);
  • Miserere pie Jesu, 4v. (1539);
  • O gloriosa Dei genitrix, 4v. (1539);
  • O gloriosa domina Dei genitrix, 4v. (1539);
  • Quae est ista, quae processit, 4v. (1539);
  • Quam pulchra es et quam decora, 4v. (1539);
  • Saluto te sancta virgo Maria, 4v. (1539);
  • Salvum me fac Domine, 4v. (1539);
  • Super flumina Babylonis, 4v. (1539);
  • Venite filii, audite me, 4v. (1539);
  • Adonai Domine Jesu Christe, 5v. (1539);
  • Anima mea liquefacta est, 5v. (1539);
  • Anima nostra sicut passer, 5v. (1539);
  • Audi filia et vide, 5v. (1539);
  • Ave Maria, 5v. (1539);
  • Ave mater matris Dei, 5v. (1539);
  • Ave sanctissima Maria, 5v. (1539);
  • Beati omnes qui timent Dominum, 5v. (1539);
  • Domine Deus omnipotens pater, 5v. (1539);
  • Ego flos campi, 5v. (1539);
  • Emendemus in melius, 5v. (1539);
  • Gaudeamus omnes et laetemur, 5v. (1539);
  • Haec dies quam fecit Dominus, 5v. (1539);
  • Hodie beata virgo Maria, 5v. (1539);
  • Inviolata integra et casta, 5v. (1539);
  • Judica me Deus, 5v. (1539);
  • Laus Deo, pax vivis, 5v. (1539);
  • O beata Maria, 5v. (1539);
  • O flos campi, 5v. (1539);
  • Pater noster, 5v. (1539);
  • Tota pulchra es, 5v. (1539);
  • Tribulatio et angustia, 5v. (1539);
  • Tu Deus noster, 5v. (1539);
  • Vias tuas Domine, 5v. (1539);
  • Averte oculos meos, 4v. (1541);
  • Beata Mater et innupta Virgo, 4v. (1541);
  • Cur quisquam corradat opes, 4v. (1541);
  • Domine non secundum peccata nostra, 4v. (1541);
  • Ergo ne vitae quod super est meae, 4v. (1541);
  • Fac tibi mortales, 4v. (1541);
  • Miserere nostri, Deus omnium, 4v. (1541);
  • O Domina mundi, 4v. (1541);
  • Quidquid appositum est, 4v. (1541);
  • Reminiscere miserationum tuarum, 4v. (1541);
  • Salve regina, 4v. (1541);
  • Salve regina / Ave regina / Inviolata, integra et casta es / Alma Redemptoris mater, 4v. (1541);
  • Sancta Maria mater Dei, 4v. (1541);
  • Sancte Alphonse, 4v. (1541);
  • Si ignoras te o pulchra, 4v. (1541);
  • Surge, Petre, 4v. (1541);
  • Vae, vae Babylon, 4v. (1541);
  • Vita, dulcedo, 4v. (1541);
  • Ad te levavi oculos meos, 5v. (1541);
  • Ave regina caelorum, 5v. (1541);
  • Caeciliam cantate pii, 5v. (1541);
  • Cantemus virgini canticum novum, 5v. (1541, авторство оспаривается);
  • Conceptio tua Dei genitrix, 5v. (1541);
  • Confitebimur tibi, Deus, 5v. (1541);
  • Da pacem Domine, 5v. (1541);
  • Hodie nata es virgo Maria, 5v. (1541);
  • Hodie nobis caelorum rex, 5v. (1541);
  • Hortus conclusus es Dei genitrix, 5v. (1541);
  • Ne reminiscaris Domine, 5v. (1541);
  • O adorandum sacramentum, 5v. (1541);
  • O felix Anna, 5v. (1541);
  • O magnum mysterium, 5v. (1541);
  • Patefactae sunt januae caeli, 5v. (1541);
  • Sit Trinitati sempiterna gloria, 5v. (1541);
  • Surge, Petre, 5v. (1541);
  • Veni dilecta mea, 5v. (1541);
  • Veni electa mea, 5v. (1541, написан по случаю бракосочетания Карла V с Изабеллой Португальской в 1526);
  • Venite ad me omnes, 5v. (1541).
  • O Jesu Christe, 8v. (1568 = шансон «Que ne l’aymeroit»);
  • O musae Jovis, 6v. (1545, памяти Жоскена);
  • Regina caeli, 12v. (1534);
  • Sustinuimus pacem, 8v. (= шансон «Je prens congié»)
  • Tulerunt Dominum, 8v. (1552 = шансон «Je prens congié»);
  • Шансон (выборка)

  • A bien grand tort 4v. (1538)
  • Alleluya my fault chanter 4v. (ca. 1528)
  • Amours vous me faictes 4v. (1533)
  • Amys souffrez 5v. (1550)
  • A quoy tient-il 4v. (1531)
  • A traveil suis 6v. (1544)
  • Aultre que vous 4v. (1535)
  • Ayme qui vouldra 5v. (1544)
  • Celluy a qui mon cueur 4v. (1535)
  • Celluy qui est long 3v. (1560)
  • C’est à grand tort 4v. (1544)
  • Crainte et espoir 4v. (1552)
  • D’en prendre deux 4v. (1557)
  • D’estre amoureux 4v. (1552)
  • Dieu me fault il 5v. (1550, авторство оспаривается)
  • En attendant l’espoir 6v. (1545)
  • En aultre avoir 4v. (1534)
  • En douleur et tristesse 6v. (1550)
  • En l’ombre d’ung buissonet 6v. (1540)
  • Gris et tanne 4v. (1530)
  • Hors envieulx 4v. (1536)
  • Jamais je n’euz tant 4v. (1534, авторство оспаривается)
  • J’ay congé prins 4v. (1534)
  • J’ay eu congé 4v. (1544)
  • J’aymeray qui m’aymera 4v. (1533)
  • Je ne scay pas 5v. (1544)
  • Je prens congié, 8v. (= мотетам «Sustinuimus pacem», «Tulerunt Dominum»)
  • Je suis trop jeunette 5v. (1550)
  • Joyeulx vergier 4v. (1544)
  • Laine et travéil 6v. (?)
  • Le bergier et la bergiere 5v. (1544)
  • Mille regretz 6v. (1540, на одноимённую шансон Жоскена)
  • Mon coeur elist 4v. (1541)
  • Mon pensement ne gist 4v. (1550)
  • Mort et fortune 4v. (1538)
  • Nesse pas chose dure 5v. (1544)
  • O doulx regretz 4v. (1549)
  • O malheureuse journee 5v. (1550)
  • Or escoutez gentil veneurs 4v. (1545, сцена охоты на зайца)
  • Or suis-je prins 4v. (1544)
  • Par ung regard 3v. (1569)
  • Pleust a Dieu quil fust 3v. (1560)
  • Pleust a Dieu 6v. (1544)
  • Plus de Venus 4v. (1552)
  • Pour parvenir bon pied 4v (1543, авторство оспаривается)
  • Puis qu’ainsi est 4v. (I) (1544)
  • Puis qu’ainsi est 4v. (II) (1544)
  • Quant je suis au prez de mamye 5v. (1544)
  • Qui ne l’aymeroit (= мотету «O Jesu Christe») 8v. (1540)
  • Raison le veult 4v. (1549)
  • Raison me dict 4v. (1552)
  • Raison requirt amour 6v. (1550)
  • Regret enny traveil 5v. (авторство оспаривается)
  • Resveillez vous cueurs endormis 3v. (1545, с имитацией пения птиц)
  • Secourez moy madame 5v. (1544)
  • Se dire je losoye 5v. (1544, авторство оспаривается)
  • Se le partir m’est dueil 4v. (1544)
  • Si le secours 4v. (1544)
  • Souffrir me convient 5v. (1544)
  • Tant bien party 3v. (1569)
  • Tant de traveil 4v. (1541)
  • Tousiours souffrir 5v. (1550)
  • Tous les regretz 6v. (1544)
  • Triste depart m’avoit 5v. (1544, авторство оспаривается)
  • Trop endurer 5v. (1550)
  • Tu pers ton temps 4v. (1535)
  • Ung jour viendra 5v. (1443)
  • Vous estes trop jeune 4v. (1538)

  • Добавлено Admin 19-12-2020, 10:27 Просмотров: 10
    Добавить комментарий
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent