Проспект КИМа
Проспект КИМа (часто, в том числе и на указателях, ошибочно указывается как проспект КИМА и проспект Кима) — магистраль на острове Декабристов в Санкт-Петербурге. Пересекает остров Декабристов, идя с юга, от набережной Смоленки, на север — за Уральскую улицу в сторону Малой Невы. Длина — около 1 км. В 2018 году проспект КИМа был соединён с продолжением набережной Макарова. Происхождение названияИменем КИМ, то есть Коммунистического интернационала молодёжи (международная молодёжная организация, созданная в 1919 году как секция Коминтерна), был назван вновь построенный в 1926 году профсоюзный стадион. Присвоение имени КИМа прилегающей магистрали датируется 1933 годом. ДостопримечательностиЖелезноводская улица, дом 19, дом 34 — проспект КИМа, дом 7, дом 5 — переулок Декабристов, дом 14, дом 12 — — жилые дома акционерного общества «Новый Петербург» (1912—1914), построенные мастером северного модерна Ф. И. Лидвалем при участии Э. И. Коха и А. М. Литвиненко. Эти дома должны были стать частью масштабного, но нереализованного проекта по жилищной застройке острова Голодай (вместе с домами 2, 7 и 10 по переулку Каховского) в неоклассическом стиле. Профсоюзный стадион (архитектор М. М. Синявер) был построен на месте устроенного ещё до Октябрьской революции, в начале XX века, футбольного поля — тренировочной площадки городской команды «Меркур». Рядом была возведена эстрада, где проходили концерты; на стадионе организовывались и массовые певческие праздники. Стадион был возведён из дерева, и в годы блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны он был разобран на дрова. Кладбище «Остров Декабристов»У начала проспекта, близ реки Смоленки, находится главный вход кладбища «Остров Декабристов». Территориально кладбище является — вместе с армянским и примыкающим к последнему с востока лютеранским — продолжением Смоленского кладбища Васильевского острова на правом (северном) берегу разделяющей их реки Смоленки. В годы Великой Отечественной войны кладбище на острове Декабристов стало одним из мест братских захоронений жителей Ленинграда (в основном, Василеостровского района), умерших от голода в блокаду, а также воинов, погибших на фронте при защите города и умерших в госпиталях. Над братскими могилами василеостровцев, а также солдат и моряков поставлены обелиски. Одним из первых групповых захоронений периода блокады стали могилы рабочих, погибших у станков во время обстрела Кировского завода 3 октября 1941 года. Другая братская могила — рабочих завода имени М. И. Калинина, погибших при обороне Ленинграда. Экипажу подводной лодки Щ-323, подорвавшейся на мине и затонувшей 1 мая 1943 года, поставлен памятник (архитекторы А. Д. Левенков, Е. А. Духовный, скульптор Е. А. Вишневецкая, инженер А. В. Шанин; руководили работами ветераны-подводники М. И. Даневич и И. М. Рубченко) с эпитафией, написанной Всеволодом Азаровым — поэтом-одесситом, драматургом, участником обороны Ленинграда. Отдельная стела поставлена Всероссийской Академией художеств в память о художниках и архитекторах, погибших и умерших в блокаду. Это — И. Я. Билибин, Я. Г. Гевирц, А. Е. Карев, О. Р. Мунц, П. С. Наумов, В. А. Фролов, К. Л. Фурсов и П. А. Шиллинговский. Под их именами на стеле стоит дата: «1942 год». ТранспортБлижайшая станция метро — «Приморская». По проспекту проходит ряд социальных и коммерческих автобусных маршрутов. Ранее по проспекту осуществлялось трамвайное движение: с 1928 по 1978 год — на участке «набережная реки Смоленки — Железноводская улица», с 1978 по 2002 год — на участке «Железноводская улица — Уральская улица». |