Монастырь Герасима Иорданского
Монастырь Герасима Иорданского (греч. Ιερὰ Μονὴ τοῦ Αγίου Γερασίμου Ιορδανίτου или Дейр Хаджла, араб. دير حجلة, ивр. דיר הגילה) — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, находящийся на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне, на юго-востоке от Иерихона, в посёлке Дейр-Хаджла, в шести километрах от Мертвого моря, под полным контролем Израиля (зона C). Назван в честь преподобного Герасима Иорданского. Первоначально монастырь преподобного Герасима Иорданского располагался в 1.5 км от реки Иордан. Теперешний монастырь преподобного Герасима находится в 3.5 км от Иордана, до XIII века он именовался монастырём Каламон. История монастыряМонастырь во времена Герасима ИорданскогоОснование монастыря восходит ко времени равноапостольной царицы Елены. Но ещё с апостольских времён существовала маленькая церковь в пещере, где, согласно преданию, останавливались на ночь Святое Семейство. Монастырь был построен в 455 году преподобным Герасимом Иорданским и находился на расстоянии примерно 1.5 км от реки Иордан. Неподалеку от обители находилась Лавра Каламонской Богоматери, или Лавра Каламон, о которой упоминал преподобный Иоанн Мосх в сочинении «Луг духовный»(греч. καλάμι — «тростник», то есть тростниковая лавра, лавра «Доброе пристанище», лавра-киновия), но в конце XIII века её переименовали в честь Герасима Иорданского (нынешний монастырь преподобного Герасима), так как первоначальный монастырь преподобного Герасима был заброшен. Святой преподобный Герасим был родом из Ликии (Малая Азия). Получив монашеский постриг, он удалился в пустыню Фиваиды в Египте. После этого, примерно в 450 году, монах добрался до Палестины и поселился у реки Иордан, где основал монастырь. В палестинских лаврах кельи обычно являлись пещерами. Он стал главой обители, в котором жили 70 монахов. Герасим Иорданский утвердил строгие правила аскетизма (самоограничения) в монастыре, которые запрещали приём пищи во время Великого Поста, за исключением Святого Причастия в воскресенье. Он считается одним из лидеров отшельников (обитателей пустыни) второго поколения в Иудейской пустыне, которые следовали основателям отшельничества Евфимию Великому и Харитону Исповеднику. Святой Герасим Иорданский принял участие в IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451. Этот Собор, проходивший в Малой Азии, стал поворотным моментом в христианских религиозных дебатах, и вызвал огромный раскол в православном мире: осуждалась ересь монофизитства (евтихианства), утверждавшая только Божественную природу Иисуса, и отвергавшая человеческую природу. Насельником монастыря был ученик Герасима — преподобный Кириак Отшельник. Монастырь функционировал как лавра с группой пещер, в которых проживали монахи-отшельники. Отшельники проводили свою жизнь в одиночестве, в постоянной молитве, плетя веревки и корзины. В центр лавры они приходили по субботам и воскресеньям, принимая участие в Божественной литургии и общественной деятельности. Монашеские правила были строгими, в течение недели монахи-отшельники употребляли в пищу только сухой хлеб, финики и воду. В выходные они употребляли сваренную пищу и вино. Их личные вещи составляли коврик и посуда для воды. Пещеры отшельников сохранились в настоящее время, и их все ещё можно увидеть на крутых скалах в 1 км к востоку от монастыря в прилегающих горах. Относительно воспитание монахов, то монастырь Герасима было очень похож монастыри византийской эпохи. Новички жили в киновиях, занимаясь резкой дерева, проведением воды, приготовлением пищи, а также многими другими обязанностями, пока они не показывали полную духовную готовность принять жизнь отшельничества. Кроме того, новоначальных монахов содержали в отдельных общежитиях, пока те становились выглядеть не так молодо, поскольку они служили слишком большим искушением для пожилых монахов в Лавре. Монахам, ставшим «совершенными в Божьих глазах», разрешали жить в пещерах отдельно от киновий. Позже Герасим Иорданский установил ещё одно важное правило монастыря — Причащение 2 раза в неделю по субботам и воскресеньям. Это правило он заимствовал от египетского монашества. Монастырь в Византийскую эпохуОколо 575 года Иорданскую долину и монастырь посетили византийские монахи Иоанн Мосх и Софроний Иерусалимский. В византийский период монастырь неоднократно разрушался и отстраивался. В 614 году его разрушили персы. Поскольку обитель стояла рядом с другим монастырём Малона (The monastery of Malawn), в 617 году они объединились и стали известны как Дейр Хиджле. Арабское название места Дейр Хагла (Дейр Хиджле) указывает на его ветхозаветные корни. «дейр» переводится как монастырь, а «хиджле» — это происходит от иврита «חוגלה» — хогла-куропатка. Бет-Хоглой («домом куропатки») называлось селение на границе уделов колен Иуды и Вениамина (Иисус Навин 15:6, 18:19). Монастырь в период крестоносцевВ период крестоносцев (1099—1291), в годы правления императора Мануила I Комнина (1143—1180), монастырь восстановил Иерусалимский патриарх Иоанн IX. В 1106 году монастырь посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о нём:
В 1185 году монастырь посетил греческий паломник Иоанн Фока, который описывает:
Немецкий путешественник, монах-доминиканец, Бурхард, посетивший Палестину с 1274—1284 годы, также упоминает монастырь в своих записях. Монастырь в Османский периодПосле периода крестовых походов, в период Айюбидов и Мамлюков, монастырь был заброшен и восстановлен лишь в XIV веке. В период правления Османской империи (1516—1917) на территории Палестины, в 1588 году он был перестроен. Однако в 1734 году монастырь опять был разрушен. Современный вид монастырь приобрел благодаря реконструкции с 1882 по 1885 год, на остатках византийской Лавры Каламаон, инициатором которой выступил архимандрит Антонин (Капустин) от Русской Духовной Миссии. Коллекционер Русской Палестины архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках поклонника 1857 года повествовал:
В 1858—1859 года, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Кавелин) в своей работе писал:
Монастырь в XX векеВ 1927 году монастырь подвергся очередному разрушению после землетрясения. После арабо-израильской войны (1947—1949) между еврейским населением Палестины и соседними арабскими государства, территория, на которой находился монастырь, отошла к Иордании. Посещение монастыря свелось к минимуму, поэтому к середине XX века монастырь оказался заброшен. После Шестидневной войны, в 1967 году, монастырь вновь стал важным местом паломничества. В то время монастырь был полностью заброшен, повсюду лежали груды мусора. Здесь не было ни воды, ни света, ни дороги, ни одной поющей птицы и живого растения; из живых существ лишь мыши, змеи, тараканы. В 1976 году монах, впоследствии архимандрит, Хризостом (Тавулареас) поселился в монастыре и взялся за его восстановление. По словам архимандрита Хризостома: «первые 12 лет я жил совершенно один (без воды, электричества, телефона и дороги). Мне буквально было нечего есть. Я просил милостыню в туристических автобусах, чтобы как-то содержать монастырь. Сам изготавливал свечи. Вода была дождевая. Потом появился источник». Сегодня в монастыре проживает около 30 насельников, включая монахов из Болгарии, Греции, Румынии, России и Кипра. Символы и предания монастыряЛев ИорданНа всех фресках и иконах монастыря изображаются лев и осел. Эти животные связаны с историей жизни Герасима Иорданского. Последнее сообщение о существовании подвида азиатского льва на территории современного Израиля упоминается в XV веке. Традиционно считается, что Святой Герасим шел по Иорданской пустыне и встретил льва, который протянул ему лапу. Лапа была настолько сильно воспалена, что лев умоляюще смотрел на монаха. Герасим понял, что в лапу льва попала колючка, ставшая причиной его страданий. Святой удалил занозу, очистил рану от гноя и обернул её тканью. С тех пор лев всюду следовал за Герасимом как „ученик“. Святой Герасим был удивлен львиному уму, кротости и готовностью есть хлеб. Льву предоставили жилье в монастыре. И с тех пор лев стал символом монастыря. ОселУ Монахов был осёл, который носил воду из реки Иордан. Льву поручили сопровождать осла к реке, охраняя его. Однажды лев уснул на солнце, оставив осла пастись. Случилось так, что проходил мимо арабский купец со своим караваном верблюдов и увидел осла. Думая, что это бродячее животное, он привязал его к каравану верблюдов и забрал с собой. Когда лев проснулся, он стал искать осла, но нигде не нашел. Зверь вернулся в монастырь и сразу же направился к Святому Герасиму, который, заметя его удрученное выражение лица, решил, что лев съел осла, и спросил: „Где осел?“ Лев стоял молча, опустив голову от стыда. Старец похвалил льва, чтобы тот не убежал после своего злодеяния и с тех пор поручил ему выполнять работу осла. Монахи загружали большую бочку на спину льва, как это они делали раньше с ослом, и посылали его к реке за водой. Однажды в монастырь пришел воин, чтобы помолиться, и, увидев льва, несущего воду, пожалел его и дал монахам три золотых монеты, чтобы те купили другого осла. Ко льву вернулась его старая обязанность охранять осла. Через некоторое время, арабский купец вновь шел по Иорданской пустыне, чтобы продать пшеницу в Иерусалиме. И с ним был тот же осел. В тот день, лев случайно оказался рядом с рекой и, когда караван приблизился, он узнал осла. С громким ревом лев бросился к купцу. В ужасе купец бросил караван и убежал. Лев схватил бразды осла в зубы, как он это делал ранее, и привело его вместе с караваном верблюдов к Святому Герасиму Иорданскому. Старец улыбнулся и сказал монахам, что льва напрасно и несправедливо обвинили. Льву дали прозвище „Иордан“. Двуглавый орелПоскольку монастырь был перестроен в период крестоносцев, в настоящее время остался фундамент с изображением двуглавого орла — символа Византийской империи. В Византии двуглавый орёл изображался в монастырях и на гербе последней династии Палеологов, правившей с 1261-го до 1453-й год. Устройство и вид монастыряВ монастыре находятся 2 храма — верхний и нижний.
Рядом с монастырем находится хостел для посещения греческих паломников. Монахи вместе с местными жителями, проживают поблизости Иерихона, выполняя сельскохозяйственные работы. Стиль и форма монастыря указывают на период, во время которого монастырь был построен. Внутри монастыря содержится квадратный двор, окруженный арками и колоннами с четырёх сторон. Престолы верхнего храмаВерхний храм имеет три престола: ИконостасИконостас верхнего храма, отделяющий центральную часть храма от алтаря, был установлен в 1883 г. Русской Духовной Миссией, содержит 4 иконы:
Изображения на колоннах и стенахКолонны и стены монастыря украшены иконами и изображениями либо монахов-отшельников, которые находились в Иудейской пустыне, либо основателей монашеской жизни. Отцы-пустынники, анахореты и основатели монашеского общежития:
Столпники:
Другие святые, аввы и мученики:
Есть также иконы, изображающие библейские события, такие как сотворение мира, изгнание из рая Адама и Евы, убийство Авеля Каином, жертвоприношение Исаака Авраамом, гибель Содома и Гоморры, нахождение Моисея у берега реки, дарование заповедей Моисею на горе Синай, завоевания Иерихона и вознесение пророка Илии на небо. Монастырское кладбищеВне стен монастыря расположено кладбище монастыря, на котором похоронены греческие, русские монахи и послушники. Мозаичная мастерскаяВ технике укладки мозаики существуют два способа: прямой и обратный. В монастыре используются оба способа для изготовления икон и библейских событий. Кроме традиционного орнамента и греческих икон мастерская изготавливает мозаичные панно для синагог с изображением Магенов Давида (Щитов Давида) и Скрижалями Завета. Реликвии монастыря
Монастырь является чтимым местом Православной Церкви, поскольку, согласно евангельской традиции, на этом месте в пещере останавливалось на ночлег Святое Семейство (Мария, Иосиф и младенец Иисус), которые спасали свою жизнь от царя Ирода бегством в Египет. В ту ночь Мария кормила грудью младенца Иисуса, и это событие запечатлено в нижнем храме под главным собором монастыря. Настоятели монастыряИгумены
|