Войти  |  Регистрация
Авторизация

Юсов, Вадим Иванович



Вадим Иванович Юсов (20 апреля 1929, Клавдино, Ленинградская область, СССР — 23 августа 2013, Москва, Россия или Москва) — советский и российский кинооператор, завоевавший всемирную известность своим сотрудничеством с режиссёрами Андреем Тарковским, Георгием Данелией и Сергеем Бондарчуком, педагог.

Народный артист РСФСР (1979). Лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1984) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1977). Лауреат Венецианского кинофестиваля — «Золотая Озелла» (1988), трёхкратный лауреат главной национальной кинопремии «Ника» (1991, 1992, 2004) и обладатель почётной премии «Золотой орёл» (2013).

Биография

Родился 20 апреля 1929 года в посёлке Клавдино Череповецкого округа Ленинградской области (ныне — Вологодская область) в семье лесничего. В 1942 году, будучи 13-летним мальчиком, вместе с матерью переехал к родственникам в подмосковный город Пушкино, где проживал до конца 50-х годов. В 1948 году поступил на операторский факультет ВГИКа в мастерскую Б. И. Волчека, который окончил 1954 году. С этого же года на студии «Мосфильм» — как ассистент оператора («Опасные тропы», «Попрыгунья»), а с 1957 года — оператор-постановщик. «Каток и скрипка» (1960) — его первая работа с Андреем Тарковским, где по-особому проявилось мастерство Юсова-оператора:

Портрет времени узнаваем на всех уровнях фильма.
Очевиднее всего в нём радость раскрепощения камеры. <…> …вся среда фильма, снятая в цвете, наполненная игрой солнечных пятен, зеркальных отражений, бликами воды — живая, пульсирующая, предвесенняя.

— Майя Туровская, «7 с 1/2 и фильмы Андрея Тарковского» 1991

В каждой последующей работе подтверждал своё умение снимать так, словно на каждом фильме работает новый оператор. При всей творческой свободе он стремился воплотить именно режиссёрское видение:

Член Союза кинематографистов СССР (Москва). В 1980—1981 годах преподавал на Высших курсов сценаристов и режиссёров. С 1983 года — заведующий кафедрой операторского мастерства во ВГИКе.

Член жюри 37-го Каннского и 45-го Берлинского кинофестивалей.

В августе 2013 года преподавал в Летней киноакадемии Н. Михалкова и собирался посетить церемонию вручения сертификатов выпускникам в городе Павлово Нижегородской области, но накануне ему стало плохо. Скончался на 85-м году жизни 23 августа 2013 года в Москве. Вместо гражданской панихиды прошло отпевание в Храме Святителя Николая в Кузнецкой слободе. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Стиль работы

Юсова в работе отличал академический подход, тщательный выбор натуры, света, композиции кадра, оптических и стабилизационных систем. Он являлся изобретателем приспособлений для съёмки и специфических движений камеры, в частности, в фильмах «Андрей Рублёв», «Иваново детство», «Солярис», «Чёрный монах».
В фильме «Я шагаю по Москве» город на экране обрёл невиданную прежде пластику и живописность. Планы, снятые с верхних точек, не спеша панорамируемые; суетливые прохожие, спешащие мимо камеры в статичных кадрах; сплошной поток светящих фарами автомобилей на ночных улицах; мокрый асфальт после дождя — придали картине неповторимую летнюю атмосферность.

Движение — основа юсовской композиции. Оно создаёт ощущение неразрывности человека и среды, сплетает из многих элементов кинематографического строя настроение, атмосферу, живую ткань жизни. Камера Юсова чутко реагирует на поведение актёра, то пристально фиксируя внимание на его глазах, то сосредоточиваясь на передаче пластики жеста, движения. При этом зритель обычно даже не замечает перемещения камеры, столь органично оно и уместно, столь необходимо для выявления смысла происходящего.

— Е. Монахова, «Операторы советского художественного кино» 1982

Главной особенностью Вадима Юсова является то, что никаких особенностей у него нет: это оператор милостью Божьей, полностью разделяющий эстетику своего режиссёра и находящий предельно возможные средства выразительности для создания художественного мира фильма. История и современность, природа и цивилизация, вымысел и реальность, лицо человека и движения масс, комедия и драма подвластны ему без заметных предпочтений: Вадим Юсов — творец художественного пространства, медиум режиссёрской воли, выбирающий для её осуществления решения, которые, как правило, можно признать идеальными.
Композиционное искусство Вадима Юсова (иерархия и связь деталей в целое), как всякое классическое искусство, вызывает стойкий восторг, импульс подражания и признание, не нуждающееся в переоценке.

— Татьяна Москвина, «Сеанс» 23 августа 2013

Фильмография

  • 1957 — Обыкновенный человек (совм. с К. Бровиным, реж. А. Столбов)
  • 1958 — Страницы рассказа (совм с В. Богановым, Н. Власовым, реж. Б. Н. Крыжановский, М. Терещенко)
  • 1958 — Тревожная ночь (реж. Т. Березанцева)
  • 1959 — Лейли и Меджнун (реж. Т. Березанцева, Г. Валамат-Заде)
  • 1960 — Каток и скрипка (реж. А. Тарковский)
  • 1962 — Иваново детство (реж. А. Тарковский)
  • 1963 — Я шагаю по Москве (реж. Г. Данелия)
  • 1966 — Андрей Рублёв (реж. А. Тарковский)
  • 1967 — Маляр (сюжет в к/ж Фитиль № 63) (реж. Г. Данелия)
  • 1967 — Проблема (сюжет в к/ж Фитиль № 64) (реж. Г. Данелия)
  • 1969 — Не горюй! (реж. Г. Данелия)
  • 1972 — Совсем пропащий (реж. Г. Данелия)
  • 1972 — Солярис (реж. А. Тарковский)
  • 1975 — Они сражались за Родину (реж. С. Бондарчук)
  • 1975 — Чисто английское убийство (также автор сценария, реж. С. Самсонов)
  • 1978 — Юлия Вревская (реж. Н. Корабов, Болгария — СССР)
  • 1980 — Карл Маркс. Молодые годы (реж. Л. Кулиджанов)
  • 1982 — Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне (реж. С. Бондарчук)
  • 1983 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира (реж. С. Бондарчук)
  • 1987 — Борис Годунов (реж. С. Бондарчук)
  • 1988 — Чёрный монах (реж. И. Дыховичный)
  • 1990 — Домик у околицы (реж. Л. Кулиджанов)
  • 1990 — Паспорт (реж. Г. Данелия)
  • 1992 — Прорва (реж. И. Дыховичный)
  • 1993 — Анна: от 6 до 18 (реж. Н. Михалков)
  • 1993 — Вспоминая Чехова (реж. Н. Михалков, не завершён)
  • 1996 — Свой голос (реж. О. Дорман)
  • 1999 — Оторванные от настоящего (реж. А. Ужица, Германия)
  • 1999 — Что сказал покойник (реж. И. Масленников)
  • 2002 — Копейка (реж. И. Дыховичный)
  • 2002 — Деньги (реж. И. Дыховичный)
  • 2009 — Подстрочник (реж. О. Дорман)
  • 2010 — Апельсиновый сок (реж. А. Прошкин)
  • 2010 — Большой вальс (реж. В. Меньшов, не завершён)

Библиография

  • Школа высокого класса / О Федерико Феллини // Искусство кино : журнал. — 1994. — № 3.

Награды и премии

  • 1964 — приз ВКФ за фильм «Я шагаю по Москве» (1963)
  • 1968 — Заслуженный деятель искусств РСФСР (15 февраля 1968) — за заслуги в области советского киноискусства
  • 1974 — Орден Трудового Красного Знамени (12 апреля 1974) — за заслуги в развитии советской кинематографии и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся
  • 1977 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — за фильм «Они сражались за Родину» (1975)
  • 1979 — Народный артист РСФСР (3 октября 1979) — за заслуги в развитии советского киноискусства
  • 1982 — Ленинская премия — за фильм «Карл Маркс. Молодые годы» (1980)
  • 1984 — Государственная премия СССР — за фильм «Красные колокола» (Ф. 1-й: «Мексика в огне»; Ф. 2-й: «Я видел рождение нового мира»)
  • 1988 — приз «Золотая Озелла» за лучшую операторскую работу на кинофестивале в Венеции (фильм «Чёрный монах»)
  • 1991 — премия «Ника» за лучшую операторскую работу (за фильм «Паспорт»)
  • 1992 — премия CIDALC КФ французских фильмов в Шалоне (фильм «Прорва»)
  • 1992 — премия «Ника» за лучшую операторскую работу (за фильм «Прорва»)
  • 1993 — приз КФ «Созвездие» «За выдающуюся съёмку исполнителей» (фильм «Прорва»)
  • 1996 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (7 июня 1996) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
  • 2002 — Специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» за 2001 год (30 мая 2002)
  • 2004 — спец. приз «Госпожа Удача» им. Павла Луспекаева «За мужество и достоинство в профессии» ОКФ «Киношок» в Анапе
  • 2004 — премия «Ника» «За вклад в кинематографические науки, критику и образование»
  • 2004 — приз «Золотой меч» Международного фестиваля военного кино имени Ю. Н. Озерова — «За выдающийся вклад в развитие военного кино и воспитание молодёжи в духе патриотизма»
  • 2006 — премия киноизобразительного искусства «Белый квадрат» Гильдии кинооператоров России — «За вклад в операторское искусство»
  • 2007 — премия Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского «За выдающийся вклад в мировое киноискусство»
  • 2010 — орден Почёта (8 сентября 2010 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • 2012 — премия «За достижения всей жизни» на 20-м Международном фестивале искусства кинооператоров Camerimage, Быдгощ, Польша.
  • 2013 — премия «Золотой орёл» «За выдающийся вклад в мировой кинематограф».

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent