Войти  |  Регистрация
Авторизация

Sd.Kfz.234



Schwerer Panzerspähwagen (2 cm) — германский тяжёлый бронеавтомобиль периода Второй мировой войны. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz.234.

История

Был создан в 1940—1943 годах на замену бронеавтомобилю Sd.Kfz.231 (8-Rad) , проектировался прежде всего для условий Североафриканского театра военных действий и советско-германского фронта. Лобовая броня была усилена до 30 мм, вместо рамного корпуса введён несущий, бензиновый двигатель заменён на более мощный дизель воздушного охлаждения с грузовика «Татра-111».

Sd.Kfz.234 являлся одним из наиболее технически совершенных бронеавтомобилей Второй мировой войны, однако его создание, прежде всего доводка являвшегося новшеством в германском танкостроении дизельного двигателя, затянулась на три года. В результате, бронеавтомобиль, производство базового варианта которого началось только в 1944 году и продолжалось вплоть до конца войны, был выпущен сравнительно малой серией из 478 единиц.

Разработка

Приказ о создании нового бронеавтомобиля, призванного заменить машины на базе шасси GS, поступил из Министерства вооружений 5 августа 1941 года. Тактико-технические требования предусматривали способность машины действовать в экстремальных условиях Сахары: именно для североафриканского театра в первую очередь и создавался новый броневик. Чтобы увеличить запас хода, машину планировали оснастить дизелем воздушного охлаждения мощностью более 200 л.с. Особое внимание планировалось уделить вентиляции боевого отделения.

Создание нового бронеавтомобиля поручили фирме Bussing-NAG. Башню для бронеавтомобиля создавали сразу две фирмы: Daimler-Benz AG и Friend-rich Schichau. Чешская фирма Tatra получила заказ спроектировать 12-цилиндровый дизель объёмом 14800 см³ и мощностью 210 л.с. при 2200 об/мин. Масса двигателя не должна была превышать 700кг. Первые два прототипа представили Министерству вооружений в конце 1941 года. На фирме Bussing-NAG прототипу присвоили заводское обозначение-ARK (Achtradkraftwagen - восьмиколесный автомобиль). После коротких испытаний представители армии потребовали доработать дизель Tatra 103. Замечания военных касались, прежде всего, системы охлаждения и питания двигателя. Кроме того, по мнению военных дизель при работе создавал слишком сильный шум, что быстро утомляло экипаж. Чтобы снизить уровень шума, потребовалось кардинальным образом переработать систему выхлопа.

Организационно-штатная структура

Sd.Kfz.234 использовались германскими войсками, преимущественно в разведывательных батальонах танковых и моторизованных дивизий с июня 1944 года и вплоть до конца войны - по штатам 1162d от 1.3.1944 (рота с 19 234/1) и 11162(fG) от 1.4.1945 (рота с 9 234/1 и 8 234/4) в роте бронеавтомобилей разведывательного батальона от 19 до 17 бронеавтомобилей, в том числе по последнему штату 8 бронеавтомобилей огневой поддержки 234/4 с 75-мм пушками.

Боевое применение

Бронеавтомобили воевали на советско-германском и западном фронтах - из 39 танковых и моторизованных дивизий и бригад, получивших бронеавтомобили Sd.Kfz.234 разных модификаций в 1944 - 45 годах, многие воевали на восточном, но многие и на западном фронтах.

Например Pz.Ler.Divizion (учебная танковая дивизия) 6 июня - 17 августа 1944 в Нормандии, с ноября 1944 по апрель 1945 в Аденнах, Нидерландах и Руре. 1.Ss LAH (1-я танковая дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер") 6 июня - 22 августа 1944 в Нормандии, 16 декабря 1944 - 25 января 1945 в Аденнах, 6 - 16 марта 1945 в наступлении в Венгрии. 2.Pz.Div. (2-я танковая дивизия) 6 июня 1944 - 7 мая 1945 в Нормандии, Арденнах и Западной Германии. 20.Pz.Div. (20-я танковая дивизия) в марте - июне 1944 в сражениях под Невелем, Бобруйском и Холмом. В июне 1944 года дивизия окружена в результате советского наступления, и ей пришлось пробиваться, несмотря на сокрушительные потери. После перевода в состав группы армий «Южная Украина» (на участок, считавшийся спокойным) 20-я танковая дивизия вновь понесла огромные потери в результате советского наступления и того, что Румыния перешла на сторону противника и линия фронта рухнула. В ноябре 1944 года остатки дивизии в Восточной Пруссии, а в декабре её направили в Венгрию. После отхода в Австрию дивизия направлена в Силезию, где участвовала в боях под Бреслау, Швайдницем и Нейссе. В апреле 1945 дивизия разгромлена Красной Армией под Герлицем и отброшена в Богемию, где закончила войну в котле восточнее Праги в мае 1945. 7.Pz.Div. (7-я танковая дивизия) в районе Тарнополя (Тернополя) до марта 1944, когда была разбита и с 1-й танковой армией попала в окружение. Остатки дивизии вырвались, но ни один из её «тигров» не пережил этого. 21 апреля 1944 года некогда могучая 7-я тд насчитывала 1 872 боеспособных солдата и офицера, 9 орудий, 11 противотанковых пушек и 9 танков (из которых 1 трофейный Т-34). 150. SS-Panzer-Brigade (150-я танковая бригада СС) 16 декабря 1944 - 25 января 1945 в наступлении в Аденнах с использованием 3 Sd.Kfz.234/2 Пума, 3 234/3 и значительного количества трофейной техники и формы.

То есть, из шести дивизий и бригад три воевали только на западе, две только на востоке и одна — и там и там.

Модификации

  • Schwerer Panzerspähwagen (2 cm), Sd.Kfz.234/1 — базовый вариант, с 20-мм пушкой K.w.K 30 в открытой сверху башне. Выпущено 200 единиц с июня 1944 по январь 1945 года (1944 - 163, 1945 - 37).
  • Schwerer Panzerspähwagen (5 cm), Sd.Kfz.234/2 — вариант с 50-мм пушкой KwK 39 в закрытой башне. Был запущен в производство первым, в связи с требованиями армии по усилению вооружения разведывательных бронеавтомобилей, но в 1943 году было принято решение сократить его выпуск в пользу производства базового варианта. Выпущена 101 единица с сентября 1943 по сентябрь 1944 года (1943 - 7, 1944 - 94).
  • Schwerer Panzerspähwagen (7,5 cm), Sd.Kfz.234/3 — вариант огневой поддержки, с 75-мм короткоствольной пушкой K51 в неподвижной открытой сверху рубке. Выпущено 88 единиц с июня по декабрь 1944 года.
  • Schwerer Panzerspähwagen (7,5 cm), Sd.Kfz.234/4 — противотанковый вариант, с 75-мм противотанковой пушкой PaK.40, размещённой в открытом сверху боевом отделении и защищённой лишь лобовым щитком. Выпущено 89 единиц с декабря 1944 по март 1945 года ( 1944 - 25, 1945 - 64).

Всё по

  • Миниатюрная модель Sd.Kfz.234/2 Puma в танковом музее в Мунстере

  • Sd.Kfz.234/3 в танковом музее в Бовингтоне

  • Sd.Kfz.234/4 в танковом музее в Мунстере


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent