Донской торговый путь
Донской торговый путь был одним из множеств торговых путей V века. Шёл по реке Дон, который начинался в современной Тульской области и заканчивался в Азовском море. По этому торговому пути древние прибалты (супруты) торговали с хазарами.Чаем, мехами, но в основном серебром. Это было выяснено, когда во время раскопок на месте Супрутского городища были обнаружены арабские серебряные монеты, в количестве от 900 до 1000 штук. Торговый путь угас в X веке, когда славяне (Вятичи) уничтожили Супрутское городище и оборвали торговый путь. Но вскоре в XII веке торговый путь был не надолго возвращён, до той поры пока в XIII веке Монгольские орды не разорили Русь и тем самым уничтожили торговый путь . Также торговый путь перестал существовать из-за того что стали появляться Волжский торговый путь и т. д. ИсторияМысли о вероятности существования торгового маршрута по Дону, связывавшего Рязанское княжество с Византией, были высказаны в 1950-е годы А. Л. Монгайтом. Он предполагал, что таким путём в бассейне Оки оказались мечи, схожие с римскими спатами, а также античные и боспорские монеты. Впоследствии этот тезис получил подтверждение в археологических материалах, полученных В. П. Даркевичем, Г. В. Борисевичем и другими исследователями. Й. Маркварт считал, что во времена готского историка Иордана (VI век) в Азовское море плавали шведские купцы, используя для этого волжско-донской путь. А. В. Григорьев относит время возникновения Донского торгового пути к IX веку. Он отстаивает точку зрения, что куфическое серебро попадало в бассейн Оки не Волжским путём, а землями Хазарского каганата через Дон (салтово-маяцкая археологическая культура). По его мнению, хазары были заинтересованы в славянской колонизации бассейна Дона (борщёвская культура), поскольку это позволяло улучшить обслуживание торгового пути. Согласно версии автора, транзит из Дона в Оку осуществлялся через реку Упёрта, Иван-Озеро (ныне Шатское водохранилище) и далее реку Упа. По утверждению А. Л. Монгайта, в конце XII — начале XIII века путь из Рязани на Дон не действовал, так как был прерван половцами. После монгольского нашествия, результатом которого стал упадок Киева и других городов Поднепровья, Дон стал второй по значимости (после Волжского торгового пути) магистралью, связывавшей Северо-Восточную Русь с приазовскими и прикаспийскими странами. Города Старый Данков в верховьях реки и Тана в её низовьях становятся важнейшими перевалочными пунктами южно-русской торговли. Первое упоминание о Донском торговом пути в эпоху Золотой Орды содержит под 1322 годом Хроника литовская и жмойтская. Связи с другими речными путямиВолга
ДнепрСогласно Н. П. Загоскину, в древности могли существовать три водных пути от Днепра к Дону:
ОкаВ «Хождении Пимена», которое посвящено поездке митрополита Пимена из Москвы в Константинополь в 1389 году, указан такой маршрут: река Москва — город Коломна на Оке — Переяславль-Рязанский — волок до верховьев Дона. Правда, С. Герберштейн в «Записках о Московии» (1569 год) утверждал, что река в районе Данкова судоходна только в дождливое время года. Возможно, что к XVI веку Дон значительно обмелел. Поэтому в 1502 году описывается иная траектория, по которой от Ивана III в Кафу должен был вернуться посол Алакоз: от Переяславль-Рязанского спускаться по Оке до Старой Рязани — затем плыть вверх по реке Проня (мимо города Михайлова) — вверх по реке Рановой — вверх по реке Хупта — волок через Рясское Поле (Ряжск) — наконец, вниз по реке Рясе — вниз по реке Воронеж — вниз по Дону. Во времена Петра I между Окой и Доном был возведён Ивановский канал, получивший своё название по Иван-Озеру. Опорные пункты
|