Тульвинг, Эндель
Эндель Тульвинг (эст. Endel Tulving, род. 26 мая 1927, Печоры, Печорский уезд) — канадский когнитивный психолог эстонского происхождения, исследовавший проблемы памяти; выделил два основных вида памяти: эпизодическую и семантическую. БиографияЭндель Тульвинг родился в Эстонии 26 мая 1927 года. При наступлении Советских войск на Эстонию в 1944 году, семья Тульвингов бежала в Германию. В этот период своей жизни он понял, что его интересует психология. После окончания обучения в школе он работал переводчиком на Американскую армию, обучал немецкому языку детей-сирот, пробовал поступать в медицинскую школу. Иммигрировал в Канаду в 1949 году. Затем поступил на факультет психологии в Университет Торонто. Получил степень бакалавра и магистра в Университете Торонто, защитил докторскую диссертацию о зрительном восприятии в Гарварде. Награды и признание
Вклад в наукуОдними из известных открытий Тульвинга в области когнитивной психологии является теория о разделении памяти на семантическую и эпизодическую. Также он выделял два вида знаний: процедурное знание и знание пропозициональное. Под процедурным знанием он понимал знания, для реализации которых требуются определенные навыки. Например, это может быть езда на велосипеде, катание на лыжах. К пропозициональному знанию он относит основные знания о мире. Например, знания физических законов. К пропозициональному знанию относится семантическая память и эпизодическая память. Он предположил, что в семантической памяти хранятся общие знания об объектах, событиях, т. н. «общие знания», никак не привязанные к чему-то конкретному. В эпизодической памяти хранятся знания о личном опыте субъекта. ПубликацииУ Тульвинга насчитывается около 200 опубликованных научных статей. По мнению журнала Review of General Psychology, он является 36-м из самых цитируемых психологов 20 века. |