Shenyang J-11
Шэньян J-11 (кит. трад. 殲撃十一型, упр. 歼撃十一型, пиньинь Jiān jī shí yī xíng, палл. Цзянь цзи ши и син или 歼-11, Jiān-11, J-11, буквально Истребитель модель 11) — китайский многоцелевой истребитель, являющийся лицензионным вариантом советского истребителя Су-27, производимый Шэньянской авиастроительной корпорацией (Shenyang Aircraft Corporation (SAC)). Базовый вариант J-11, собираемый из российских комплектующих, идентичен Су-27СК. Вариант J-11B использует планер Су-27СК, но оснащён китайской авионикой и системами вооружения. В будущем планируется оснастить J-11 китайским турбореактивным двигателем FWS-10A «Taihang». Китайские СМИ опубликовали статью, в которой сказано, что J-11B, собираемый из комплектующих китайского производства, превосходит по тактико-техническим характеристикам новейший российский Су-35С . Однако анализ и сопоставление характеристик самолётов в целом и их отдельных систем показывают, что J-11B ненамного превзошёл оригинальный Су-27 и находится примерно на уровне Су-27М, то есть авиационных разработок конца 80-х — начала 90-х годов. Согласно выводам китайских инсайдеров в социальных сетях - "С точки зрения конструкции планера и технологии двигателя у J-11D по-прежнему большой зазор с Су-35. В бортовой системе есть некоторые преимущества и некоторые недостатки в некоторых аспектах. В этом случае наиболее идеальным решением для Китая является использование части бортовой системы J-11D на базе Су-35." J-11D стоит перед «дилеммой» (по сравнению с другими истребителями поколения 4++), а J-11B полностью отстает от новых истребителей, таких как Су-35. Устаревшая конструкция фюзеляжа выделена.
История производстваВ 1992 году Китай стал первой страной за пределами бывшего Советского Союза, принявшей на вооружение истребители Су-27. В 1996 году между «Компанией „Сухой“» и SAC заключили контракт о совместном производстве 200 Су-27СК под обозначением J-11 на сумму 2.5 млрд долл. США. По условиям контракта, сборка J-11 осуществлялась на заводе SAC из российских комплектующих. Возможно, было оговорено постепенное увеличение числа китайских комплектующих, чтобы постепенно SAC могла освоить самостоятельное производство. Первый J-11 был собран в декабре 1998 года, однако серийное производство не начиналось до 2000 года по техническим причинам. До 2003 года в Китай было поставлено 95 комплектов самолётов, а от остальных 105 китайская сторона отказалась, в связи с тем, что базовый вариант J-11 (Су-27СК) перестал удовлетворять требованиями ВВС Китая. В числе причин отказа от дальнейшего производства назывались: отсутствие в контракте договорённости о передаче технологии китайской стороне, и, как следствие, зависимость от поставок комплектующих из России; несовместимость системы управления вооружения с китайскими управляемыми ракетами и необходимость в связи с этим закупать российские ракеты Р-27 и Р-73; преимущественное предназначение Су-27СК для завоевания превосходства в воздухе и невозможность применения управляемого оружия класса «воздух-земля». «Компания „Сухой“» предлагала Китаю модернизированный вариант Су-27СКМ с возможностью поражения наземных целей, однако ВВС Китая отказались от него в пользу J-11B.
КонструкцияПо конструкции является копией российского истребителя Су-27СК. Лётно-технические характеристики
Эксплуатанты
МодификацииJ-11BВ середине 2002 г. SAC объявила о намерении создать модернизированную многоцелевую версию J-11, способную нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» и содержащую большее количество китайских комплектующих. Самолёт получил обозначение J-11B. Как минимум три экземпляра J-11B были построены для испытаний с 2006 г. Самолёт использует планер J-11 (Су-27СК), но отличается следующими особенностями:
Самолёт может нести китайские управляемые ракеты «воздух-воздух» малой дальности PL-8 и средней дальности PL-12, а также, как ожидается, управляемые ракеты «воздух-земля» YJ-91 (Х-31П) и KD-88, управляемые авиационные бомбы LT-2 и LS-6. Во время 6-й авиационной выставки в Чжухае 31 октября — 5 ноября 2006 г. Китай впервые представил официальные данные по турбореактивному двигателю FWS-10A «Тайхань» собственной разработки. Двигатель был успешно испытан на самолёте Су-27СК и, возможно, на J-11. Двигатель по устройству и характеристикам сходен с российским двигателем АЛ-31Ф. Не известно точно, устанавливается ли он на J-11B. В 2007 г. появились сообщения о разработке двухместной модификации истребителя J-11BS. В апреле 2009 г. была опубликована его фотография, однако тактико-технические характеристики самолёта не известны. J-11DВ апреле 2015 были произведены испытания модификации J-11D. Модель получила новую бортовую радиоэлектронику с более современного истребителя J-16 (ударной версии двухместного J-11BS). Самолёт оснащён радаром с активной фазированной антенной решеткой, новой системой управления, а также новой системой дозаправки в воздухе. В конструкции планера широко применены композитные материалы. Машина будет вооружаться ракетами «воздух-воздух» типа PL-10 и PL-15. |