Войти  |  Регистрация
Авторизация

Укиё-э



Укиё-э (яп. 浮世絵, картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо.

Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Первоначально термин «укиё» употреблялся в буддизме как обозначение «бренного мира, юдоли печали», но в эпоху Эдо, с появлением специально отведённых городских кварталов, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок, термин был переосмыслен, и зачастую его стали понимать как «мир мимолётных наслаждений, мир любви».

Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века.

Основоположником укиё-э считается японский живописец и график Хисикава Моронобу.

Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»).

Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины.

Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). Позднее стала популярной пейзажная гравюра.

История

Судзуки Харунобу. «Две женщины на веранде». Цветная гравюра на дереве. Ок. 1750.

Стиль укиё-э зародился на волне урбанизации конца XVI века, что привело к появлению класса торговцев и мелких ремесленников, которые начали писать рассказы или повести и оформлять их рисунками. Подобные сборники носили название эхон (яп. 絵本 — «книга картинок»).

Одним из примеров подобного искусства является издание 1608 года «Исэ-моногатари» («Повесть об Исэ») Хонами Коэцу. В подобных книгах широко использовались укиё-э в качестве иллюстраций.

Позднее гравюры стали печатать как самостоятельные произведения — какэмоно (яп. 掛け物 — свиток с картиной или изречением) и афиши для театра кабуки.

В середине XVIII века была разработана технология получения многоцветных отпечатков, которые получили название нисики-э (яп. 錦絵 — «парчовые картинки», также известны как эдо-э).

Известными художниками этого периода были Утамаро, Хокусай, Хиросигэ и Тосюсай Сяраку. Изучая европейское искусство, японские художники переняли технику изображения перспективы на рисунке, также в гравюре развились пейзаж и другие жанры. Хокусай на своих гравюрах изображал в основном пейзажи и природу. В 1831 году был издан его знаменитый сборник «Тридцать шесть видов Фудзи (Хокусай)» (яп. 富嶽三十六景).

После революции Мэйдзи в 1868 году и открытия границ в Японию завозились достижения западной цивилизации.

Укиё-э постепенно выходит из моды, заменяясь фотографией. В то же время гравюры в стиле укиё-э стали очень популярны в западной Европе и Америке, их начинают массово скупать искусствоведы.

Японские гравюры являлись источником вдохновения для европейских художников, работавших в стиле кубизма, импрессионизма, а также художников-постимпрессионистов, таких как Винсент Ван Гог, Клод Моне и другие. Это влияние называют японизмом.

Жанры гравюр укиё-э

  • бидзин-га — изображение красавиц
  • якуся-э — портреты популярных актёров театра
  • сюнга — эротические гравюры
  • йокогама-э — изображение иностранцев
  • гига-э — юмористические картинки
  • мэйсё-э— изображения знаменитых мест
  • сумо-э — изображение сумоистов
  • сини-э — посмертные картины
  • омотя-э — картинки-игрушки
  • уки-э — изображения с прямой перспективой (чаще помещения)
  • катё-га — «цветы и птицы»
  • фукэй-га — пейзажи
  • муся-э — изображения знаменитых самураев
  • утива-э — изображения на веерах утива.

Процесс создания

Печатная форма в процессе изготовления

Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник. Укиё-э изготовлялись следующим образом. Художник тушью делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая таким образом первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок. Потом делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.

Известные художники и школы укиё-э

Школа Хисикава:

  • Хисикава Моронобу (основатель школы)
  • Фуруяма Моромаса
  • Масанобу Окумура
  • Тосинобу Окумура

Школа Кайгэцудо:

  • Андо Кайгэцудо (основатель школы)
  • Анти Кайгэцудо
  • Досин Кайгэцудо
  • Досю Кайгэцудо
  • Дохан Кайгэцудо

Школа Тории:

Театральная гравюра:

  • Тории Киёмото (основатель школы)
  • Тории Киёнобу
  • Тории Киёмасу
  • Тории Киёмасу II
  • Тории Киёсигэ
  • Тории Киётада
  • Тории Киёмицу
  • Тории Киёнага
  • Тории Киёхиро
  • Тории Коёнага

Школа Хосода:

  • Тёбунсай Эйси (основатель школы)
  • Рэкисэнтэй Эйри
  • Тёкосай Эйсё

Школа Миягава:

  • Миягава Тёсюн (основатель школы)
  • Миягава Иссо
  • Миягава Сюнси
  • Миягава Сюнтэй
  • Миягава Сюнсуй
  • Кацукава Сюнсё (основатель школы Кацукава)

Школа Кацукава:

  • Кацукава Сюнсё (основатель школы)
  • Кацукава Сюнко
  • Кацукава Сюнъэй
  • Кацукава Сюнтё
  • Кацукава Сюндзан
  • Кацукава Сюньэй
  • Кацукава Сюнсэн
  • Кацукава Сюнтэй
  • Кацусика Хокусай (основатель школы Хокусай)

Школа Хокусай:

  • Кацусика Хокусай (основатель школы)
  • Тотоя Хоккэй
  • Сётэй Хокудзю
  • Тэйсэй Хокуба
  • Сигэнобу I Янагава
  • Ясима Гакутэй
  • Сюнкосай Хокусю
  • Сюнкосай Хокуэй
  • Сигэнобу II Янагава
  • Утагава Кунинао

Школа Китао:

  • Китао Сигэмаса (основатель школы)
  • Китао Масаёси
  • Китао Масанобу
  • Кубо Сюнман

Школа Нисимура/Исикава:

  • Нисимура Сигэнага (основатель школы)
  • Исикава Тоёнобу
  • Судзуки Харунобу
  • Исода Корюсай
  • Иппицусай Корюсай
  • Сиба Кокан

Школа Сэкиэн:

  • Сэкиэн Торияма
  • Китагава Утамаро
  • Эйсосай Тёки
  • Утагава Тоёхару (основатель школы Утагава)

Школа Утагава:

  • Утагава Тоёкуни
  • Утагава Тоёхиру
  • Утагава Хиросигэ
  • Утагава Хиросигэ II
  • Утагава Хиросигэ III
  • Утагава Кунисада
  • Утагава Куниёси
  • Утагава Хиросада
  • Утагава Кунимаса
  • Утагава Тоёкуни II

Прочие:

  • Каванабэ Кёсай
  • Кэйсай Эйсэн
  • Тоёхара Кунитика
  • Цукиока Ёситоси
  • Огата Гэкко
  • Хасуи Кавасэ

Театральная гравюра

  • Иппицусай Бунтё
  • Кабукидо Энкё
  • Окумура Масанобу
  • Окумура Тосинобу
  • Сибакуни
  • Сикюсай Эйри
  • Судзуки Харунобу
  • Сяраку Тосюсай
  • Ямамото Фудзинобу

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent