M110 (САУ)
M110 — самоходная гаубица калибра 203,2-мм (8″) (англ. 8 inch Self-Propelled Howitzer M110) — самоходная артиллерийская установка (САУ) США, класса самоходных гаубиц. Создана в 1956—1961 годах по заданию армии на разработку семейства облегчённых авиатранспортабельных САУ, вместе со 175-мм самоходной пушкой M107, отличавшейся лишь иной качающейся частью орудия. M110 серийно производилась с 1962 года, некоторое количество было также получено переоборудованием в них в 1977—1981 годах всех САУ M107, состоявших на вооружении США. M110 активно использовались во Вьетнамской войне и неоднократно модернизировались впоследствии. Общее количество САУ этого типа, состоявших на вооружении США достигало 1023 единиц, помимо этого, значительное их количество поставлялось союзникам США. M110 была снята с вооружения США в 1990-х годах, в связи со снижением эффективности артиллерийских систем крупного калибра в современных условиях, однако по состоянию на 2007 год, всё ещё состоит на вооружении ряда стран. История создания и производстваМодификации
КонструкцияБроневой корпусКорпус машины сварен из стальных броневых плит различной толщины и разделен перегородками на три отделения: отделение управления и силовое отделение (размещённые, соответственно, в передней части корпуса слева и справа) и боевое отделение (в кормовой части корпуса). В задней части машины, между перегородками и стенками корпуса расположен топливный бак. На крыше передней части корпуса размещены люк механика-водителя и съемные крышки для доступа к силовому отделению, аккумуляторным батареям, воздухофильтрам и отсеку для запасного имущества. Орудийный расчёт машины броневой защитой не обеспечен, однако для его защиты на САУ могут быть установлены броневые щиты. Вооружение203,2-мм гаубица установлена на тумбовой установке M158. Ствол гаубицы представляет собой моноблок с навинтным казёнником; канал ствола и камера заряжания хромированы. Затвор поршневой. Противооткатные устройства гидропневматические, уравновешивающий механизм — пневматический. Наведение гаубицы на цель производится с помощью панорамного прицела M115. Механизмы наведения гаубицы снабжены гидравлическим и ручным приводами. Гаубица имеет механизм заряжания (подъёмник и досылатель) с гидравлическим приводом, работающим от общей гидравлической системы машины, однако при необходимости, заряжание может быть произведено и вручную. Для обеспечения устойчивости машины при стрельбе в кормовой части корпуса установлены два откидных сошника с гидравлическим приводом, а также гидравлическое устройство для отключения подвески. Время перевода из походного положения в боевое составляет около 1 минуты. В боекомплект гаубицы входят выстрелы раздельного заряжания с фугасной гранатой M106. Два выстрела боекомплекта перевозятся на самой САУ, а остальные — на вспомогательной транспортной машине. Средства наблюдения и связиДля вождения машины ночью используется инфракрасный перископ. Ходовая частьХодовая часть имеет пять опорных катков (на сторону), одновременно являющихся поддерживающими. Ведущие колёса — переднего расположения. Подвеска — индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами для каждого опорного катка. Гусеницы резино-металлические, со съемными резиновыми башмаками. На вооруженииБоевое применение
Сравнительная характеристика
|