Симония
Симония (греч. σιμωνία, лат. simonia) — продажа и покупка церковных должностей, духовного санa, церковных таинств и священнодействий (причастие, исповедь, отпевание), священных реликвий и т. д. В широком смысле симония — продажа благодати Святого Духа. Происхождение терминаТермин возник от имени самарянского волхва Симона, который пытался выкупить у апостола Петра и апостола Иоанна дар (благодать) Святого Духа или, иначе, купить за деньги священство: Исторический очеркКорыстолюбие и использование Церкви в земных интересах жёстко порицалось в Христианстве. Именно только к торговцам Иисус Христос применил насилие, когда изгнал их из храма. Предателем Христа на смерть стал Иуда Искариот, бессовестно продавший своего Божественного учителя за 30 сребреников. За сокрытие своих личных денег Анания и Сапфира были публично наказаны мгновенной смертью. Вселенская церковь и ВизантияСимония была запрещена ещё правилами Вселенских соборов: 29-м правилом святых апостолов, 2-м правилом IV Вселенского собора, 22-м и 23-м правилами VI Вселенского собора, 4-м и 5-м правилами VII Вселенского собора, 90-м правилом Василия Великого. Согласно этим правилам, тех, кто торгует благодатью (поставляемых и поставляющих), надо не только извергать из священства, но и отлучать от общения и даже предавать анафеме. В канон Церкви вошли два послания, в которых обличается грех симонии: Окружное послание Геннадия, патриарха Константинопольского, и с ним святого собора, ко всем преосвященнейшим митрополитам и к папе Римскому (459) и Послание Тарасия, патриарха Константинопольского, к Адриану, папе Римскому (787). В последнем Тарасий называет главную причину, согласно которой запрещена симония: Позже — во времена Османской империи — турецкие султаны допускали до занятия константинопольской патриаршей кафедры (и других кафедр) тех претендентов, кто заплатит больше денег. КатолицизмВ Европе в Средние века в связи с борьбой за инвеституру симония понималась как выдача церковной должности светским лицом за деньги или бесплатно (например, когда короли назначали епископов). Симония активно практиковалась в Европе уже в X веке (папство переживало тогда глубокий упадок). Несмотря на то, что на Латеранском соборе 1059—1060 годов папа Николай II обозначил симонию как «тройную ересь» (лицо, получившее церковную должность путём симонии, следовало извергнуть из сана), а затем запрет её был подтверждён Вторым Латеранским (1139) и Третьим Латеранским (1179) соборами, симония на Западе продолжала практиковаться, достигнув вершины в конце XV — начале XVI веков. Папа Иннокентий VIII, восшедший на престол благодаря симонии, прославился охотой на ведьм и поддержкой инквизиции, как и тем, что против него (и в частности, против симонии) выступал харизматичный Джироламо Савонарола. Следующий по времени папа Александр VI получил свой высокий пост также благодаря интригам и симонии в конклаве. Католическая симония считается важнейшей и непосредственной предпосылкой возникновения протестного движения в христианстве XVI века — протестантизма. Окончательно и решительно симония была осуждена Католической церковью на Тридентском соборе в 1545—1563 годах. Православная Русь и РоссияВскоре после Крещения Руси в русских княжествах появилась симония под видом ставленых пошлин, с которыми боролся митрополит Кирилл на Владимирском соборе 1274 года. В средневековой Руси практика «поставления пастырей на мзде» стала одной из основных предпосылок возникновения движения стригольников. В современной Русской православной церкви ставленые пошлины официально запрещены. |