Побег из тюрьмы (фильм, 1977)
«Побег из тюрьмы» — советский фильм 1977 года режиссёра Радомира Василевского по мотивам повести Николая Вирты «Побег». СюжетВ основе сюжета — реальная история совершённого в 1902 году дерзкого побега из Лукьяновской тюрьмы в Киеве десятью политическими заключёнными — революционерами-«искровцами». Основные персонажи выведены под своими настоящими именами — Николай Бауман, Максим Литвинов, Осип Пятницкий и другие. На фоне организации побега авторы фильма ставили задачу показать в диалогах героев возникновение тех принципиальных и глубоких разногласий в политических взглядах и целях партии, которые через год — на II съезде РСДРП — приведут к расколу партии на большевиков и меньшевиков. В ролях
ДополнительноФильм снят по мотивам повести Николая Вирты «Побег», это одно из последних произведений писателя, издано в 1973 году. Съёмки велись в СИЗО города Измаил, в роли надзирателей также снялись сотрудники учреждения: капитан Виктор Гусаков, старшина Анатолий Диденко, старший сержант Юлия Фёдоровых. В фильме звучат песни на стихи Михаила Анчарова. КритикаКритика фильма журналом «Искусство кино» в основном касалась недостатка историчности, реалистичности и простого такта в изображении реальных лиц. Авторы фильма почему-то произвели исторические смещения. Так Александр Иванович Спиридович в то время не был в Киеве, он станет главой Киевского охранного отделения только через год — уже после описываемого в фильме побега; ему приписаны «не очень-то разумные — с полицейской точки зрения — акции», в то время как это был серьезный противник — «не только деятельный практик, но и „ученый теоретик“ от жандармерии». В фильме содержится и просто недостоверные допущения:
Фильм «весьма точно воссоздает эту специфическую обстановку киевской тюрьмы, стиль отношений „политиков“ о тюремным начальством и надзирателями», но при этом — реально отражая мягкий режим содержания (открытие двери камер, длительные прогулки, частые свидания) — не объясняя этот факт создаёт превратное впечатление, а ведь такой либеральный режим в тюрьме был установлен специально: власти всячески старались в тот период избегать возникновения поводов для протестов общественности, остро реагировавшей на малейшие притеснения политзаключенных. Авторы фильма также небрежны в отношении изображения революционеров — так Виктор Крохилль «единственный из всех героев, выведен почему-то без фамилии, под кличкой Красавец», и в целом будущие «меньшевики» показаны тенденциозно негативно:
|