Задача-шутка (шахматы)
Задача-шутка — шахматная задача, в которой юмор является первичным или вторичным элементом. Как правило, в начальной позиции такой задачи или в её решении нарушены шахматные правила. ПравилаДля решения задачи-шутки возможно, например:
ПримерыБез нарушения правилНеизбежный матВ этой композиции, в отличие от многих других задач-шуток, нет нарушения шахматных правил. Юмор заключается в том, что мат неизбежен: все ходы белых и чёрных единственно возможные. Vilhelm Røpke, Skakbladet, 1942
[Event "Import"] [Site "https://lichess.org/GzHd2lM7"] [Date "2020.07.20"] [White "?"] [Black "?"] [Result "1-0"] [UTCDate "2020.07.20"] [UTCTime "13:58:14"] [WhiteElo "?"] [BlackElo "?"] [Variant "From Position"] [TimeControl "-"] [ECO "?"] [Opening "?"] [Termination "Normal"] [FEN "K1k5/P1Pp4/1p1P4/8/p7/P2P4/8/8 w - - 0 1"] [SetUp "1"] { Мат в 6 ходов. Может ли он быть остановлен? } 1. d4 b5 2. d5 b4 3. axb4 a3 4. b5 a2 5. b6 a1=Q 6. b7# 1-0 Мат в полходаМат в полхода.В шахматной терминологии нет понятия «полхода», однако, шуточно его можно применить к ходам, которые осуществляются в два этапа: превращение пешки, взятие (в том числе взятие на проходе) и рокировка. В последнем случае это: Зная это, легко осуществить примерный «мат в полхода» на диаграмме. Делая длинную рокировку, белые уже пошли королём на с1 (сделали первые «полхода»). Осталось передвинуть ладью с а1 на d1 и объявить мат. Мат в четверть ходаМат в четверть хода.Решение: поставить белого ферзя на b8# Полный ход: 1.ab8Ф# состоит из четырёх частей. Сначала был снят чёрный ферзь, конь или ладья с b8 (1/4), затем пешка а7 переставлена на b8 (2/4), затем с доски убрана превращающаяся белая пешка (3/4). Таким образом получилась начальная позиция задачи с белым королём с7 и чёрным королём а8. Наконец, вместо пешки на b8 появляется белый ферзь и объявляет мат чёрному королю. Особая интерпретация правилПревращение пешкиЛеонид Куббель, 1941 Мат в 2 хода.В ранних шахматных кодексах правило превращения пешки, достигшей последней горизонтали, формулировалось нечётко. Пешка могла быть заменена любой фигурой, в том числе противоположного цвета. На диаграмме чёрный король находится в патовом положении. Чтобы поставить ему мат в 2 хода, необходимо или выпустить его, или поставить на доску новую чёрную фигуру. 1.е8чКр! У чёрных появляется новый король и возможность сделать ход. 1…Kpd8 2.Фd7## Ферзь белых даёт мат одновременно обоим королям. При этом оба мата правильные. РокировкаТим Краббе, 1972 Мат в 3 хода.Особую интерпретацию правила рокировки использовал Тим Краббе. 1.e7 И они это делают! Производится вертикальная рокировка с превращённой ладьей. Король становится на е3, а ладья е8 перемещается на е2 с матом. Формально для правил того времени такое возможно: в них не была указана необходимость именно горизонтальной рокировки. Остальные условия рокировки, в том числе то, что король и превращённая ладья не должны были двигаться, соблюдены. Позже FIDE внесла изменение в правила, требующее делать рокировку по горизонтали. С нарушением правилНевозможный матСэмюэль Лойд Мат двумя ладьями и конём в центре доски
Нахождение матовой конструкции, невозможной в шахматной игре — одна из разновидностей тематики задач-шуток. Ярким примером служит творчество Сэмюэля Лойда. Однажды в одной из шахматных колонок он объявил, что нашёл способ, с помощью которого конь и две ладьи могут поставить мат одинокому королю в центре доски. Поначалу читатели не поверили в это и были переубеждены, увидев его решение (см. диаграмму). В шахматной игре такой мат не может иметь место, так как две ладьи за один ход не могут объявить одновременно два шаха королю с двух противоположных сторон. Возвращение хода назадБелые берут ход назад и ставят мат в 1 ход.Конь и король одинокому королю мат поставить не могут. Задачу возможно решить, если предыдущим был ход со взятием чёрной фигуры. Итак, белые берут назад ход Kh6:Кg8 и объявляют мат: 1. Kf7# Задачи такого типа называются ретракторами и принадлежат к жанру ретроанализа. Сказочные шахматыМат в 1 ход.В жанре сказочных шахмат у фигур появляются новые возможности. Так и в этой позиции на диаграмме требуется что-то экстраординарное, чтобы поставить мат в один ход. Для этого сказочный белый конь «встаёт на дыбы», приподнимаясь над полем f6 и продолжая контролировать поля g8 и h7, а слон, чья ударная сила тем самым удлиняется на всю диагональ а1—h8, ставит вскрытый мат. |