Многостоечные гибкие опоры
Многостоечные гибкие опоры с раздельными фундаментами на естественном основании и на свайных раздельных фундаментах чаще всего встречаются в путепроводах и эстакадах. Варианты такого решения разработаны в типовых проектах опор городских путепроводов Мосинжпроекта 1960 г. для пролетов от 10 до 20 м. Как промежуточные, так и береговые опоры разработаны почти целиком из сборных элементов. Здесь при расчете опор предусматривается полная передача тормозных и температурных усилий на береговые опоры жесткого типа, выполненные в виде обсыпных устоев или устоев с обратными стенками. Промежуточные гибкие опоры рассчитывают на вертикальные нагрузки, с учетом прогибов стоек от температурных деформаций пролетного строения. Разбивка на секции осуществляется установкой на одной из промежуточных опор под концами пролетного строения смежной секции подвижных опорных частей. Остальные опорные части неподвижные, а при пролетах до 12 м опирание выполняют вообще без опорных частей. Промежуточные опоры (рис. 29) состоят из отдельных железобетонных стоек кольцевого круглого или восьмигранного сплошного сечения, заделанных внизу в стаканы раздельных сборных железобетонных фундаментов на естественном основании. Поверху стойки связаны сборным железобетонным ригелем-насадкой довольно сложного фасонного профиля. Ригель состоит из двух, реже трех монтажных блоков. Монтажные стыки блоков ригеля между собой и стоек с ригелем осуществляются так же, как для свайных опор. Заделка стоек в фундаменты принята стаканного типа и выполнена на глубину 1,5d (по СН 200—62 допускается заделка на глубину 1,1d), с омоноличиванием бетоном марки 400. Кольцевые трубчатые стойки по проекту заполняют бетоном. Как указывалось выше, при таком решении в процессе эксплуатации неизбежно появляются трещины в стенках оболочек в результате разрыва их льдом и бетоном заполнения при изменении температуры. Более целесообразно заполнять такие стойки, если это допустимо по расчету, гидрофобным песком. По архитектурным соображениям стойки предложены восьмигранного сплошного сечения. Почти такое же конструктивное решение промежуточных опор и при необходимости устройства свайного фундамента, если расчетное сопротивление грунтов основания ниже 2 кГ/см2. Подколенники в виде железобетонной бездонной коробки здесь заделывают для обеспечения против сдвига в монолитный железобетонный ростверк (рис. 30). Фундаменты также раздельные, каждый — на четырех железобетонных сваях квадратного сечения. Подколонник с ростверком связывают с помощью арматурных выпусков из подколонника. Такое решение нельзя признать рациональным, так как при этом требуется предварительная (до бетонирования ростверка) установка в проектное положение подколонника, что значительно усложняет производство работ. По опыту проектирования таких опираний, по-видимому, можно отказаться от соединения с помощью арматурных выпусков, обеспечив достаточные по расчету против опрокидывания размеры подколонника в плане. Следует отметить, что веса монтажных блоков получились весьма значительные. Так, вес одного блока ригеля колеблется от 7,4 до 10,7 т, стоек от 2,1 до 3,8 т, а фундаментных плит при естественном основании — от 5,5 до 10,3 т. Для монтажа опор требуются грузоподъемные средства мощностью более 15 г. Жесткие концевые опоры в виде обсыпного устоя или устоя с обратными стенками нехарактерны для мостов с гибкими опорами. Поэтому ниже рассмотрен только простейший тип устоя — обсыпной козлового типа с фундаментами на естественном основании. Устой (рис. 31, а) состоит из рам козлового типа, объединенных в одно целое при заводском изготовлении или собираемых из отдельных элементов в зависимости от высоты путепровода. Рамы своими ногами опираются на железобетонную фундаментную плиту. Вертикальная нога заделывается в стакан-обойму, составляющую одно целое с фундаментной плитой. Передняя наклонная нога рамы упирается в выступ фундаментной плиты и связывается с нею при помощи омоноличиваемых бетоном петлевых арматурных выпусков из плиты и ноги рамы (рис. 31,б). Фундаменты запроектированы только на естественном основании при расчетном сопротивлении грунтов не ниже 2 кГ/см.2. Если по грунтовым условиям требуются свайные фундаменты, следует применять свайные устои козлового типа. Веса монтажных элементов описанного типа устоя приблизительно такие же, как для промежуточных опор, наиболее тяжелыми являются блоки ригеля (до 6,5 т) и блоки фундаментов (до 12,0 т). |