Войти  |  Регистрация
Авторизация

Инвесторы КНР заинтересовались российской частью автодороги "Европа-Западный Китай"



Китайские инвесторы и банки, в том числе ICBC и Банк развития Китая, проявили интерес к финансированию российской части международного транспортного коридора "Европа – Западный Китай" (МТМ "ЕЗК"), в частности к строительству участка Москва – Сагарчин (Казахстан) оценочной стоимостью 783 млрд руб.

Инвесторы КНР заинтересовались российской частью автодороги "Европа-Западный Китай"

ШАНХАЙ, 21 апреля. Китайские инвесторы и банки, в том числе ICBC и Банк развития Китая, проявили интерес к финансированию российской части международного транспортного коридора "Европа – Западный Китай" (МТМ "ЕЗК"), в частности к строительству участка Москва – Сагарчин (Казахстан) оценочной стоимостью 783 млрд руб.


В четверг в Шанхае государственная компания "Автодор" и Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ) в рамках предварительного road show презентовали российскую часть проекта потенциальным китайским инвесторам. Им была представлена схема реализации проекта, его основные финансово-экономические показатели и технические характеристики участков коридора в регионах прохождения маршрута.


МТМ "Европа – Западный Китай" — масштабный комплексный инвестиционный проект, охватывающий территории России, Казахстана и Китая. Общая протяженность по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Алматы — Урумчи — Ланьчжоу — Чжэнчжоу — Ляньюньган составляет более 8 тыс. км. Из них 2787 км пройдут по территории Казахстана, 3181 кметр — КНР и 2192 км — по территории России, из которых 1482 км дорог — новое строительство от Московской области до Казахстана.


Москва-Сагарчин


В рамках road show были презентованы три первоочередных участка, запланированных к реализации и по которым ФЦПФ подготовлены транспортные и финансовые модели: "Шали – Бавлы", "Бавлы – Кумертау", "Кумертау – Сагарчин". Как сообщил первый заместитель председателя правления по инвестиционно-финансовой политике ГК "Автодор" Иннокентий Алафинов, компания представит правительству предложение одобрить реализацию строительства участка Москва — Сагарчин в мае и ожидает принятия решения в этом году.


Оценочная стоимость строительства по новым участкам в ценах 2015 г. составляет 783 млрд руб. В частности, строительство участка Москва-Казань оценивается в 438 млрд руб., Шали – Бавлы — 136 млрд руб., Бавлы – Кумертау – 115 млрд руб., Кумертау – Сагарчин – 94 млрд руб. Доля бюджетных средств может составить до 50% общих капитальных затрат на строительство, срок строительства оценивается в 4 года, период эксплуатации – до 26 лет. При этом затраты на строительство автодороги со стороны государства перекрываются прогнозируемым доходом от тарифной выручки в долгосрочной перспективе — до 2045 года.


Строительство участка Москва-Казань планируется завершить до 2025 года, Шали – Бавлы — до 2023 года, Бавлы – Кумертау- до 2023 года, Кумертау – Сагарчин — до 2023 года. Предпочтительная схема реализации проекта – концессия с платой за доступность: строительство осуществляется инвесторами за счет собственных и привлеченных средств, возврат частных инвестиций осуществляется государством, при этом тарифная выручка поступает в бюджет.


По оценкам ФЦПФ, проект создания транспортного коридора способен обеспечить общий кумулятивный прирост ВВП РФ в размере 2,55 трлн руб. за 30 лет.


Китайские инвесторы


Присутствующие на презентации китайские инвесторы и представители банковского сектора, которых больше всего беспокоили валютные риски, связанные с курсом рубля, тем не менее продемонстрировали высокий интерес к проекту.


"Головной банк ICBC и московский офис с большим удовольствие приняли бы участие в сотрудничестве по проекту скоростной автомагистрали "Европа-Западный Китай". Мы могли бы помочь ГК "Автодор" и ФЦПФ в привлечении инвесторов, а также предоставить банковские кредиты, в том числе долговое финансирование и финансирование в иностранной валюте", — заявила на презентации заместитель главы отдела финансового рынка ICBC Тан Линюнь.


Председатель правления и президент компании Surpass Energy Corp. Ltd (China Poly Group Corporation) Цинь Юнь высоко оценил подготовку проекта, добавив, что реализация этого инфраструктурного проекта будет иметь крайне важную роль для развития стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).


"Мы были весьма удивлены сегодняшней презентацией компании "Автодор". Они провели очень детальную работу, очень хорошо подготовились, бюджет, план и проект полностью завершенные. Мы считаем, что среди российских традиционных компаний у "Автодора" подходы и концепции сравнительно передовые. Они отличаются от традиционного в Китае представления о российских компаниях. Я уверен, что они смогут добиться своих поставленных целей", — сказал Цинь Юань.


Он также отметил, что инфраструктурные проекты, реализуемые в рамках сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС, "очень хороший шанс" для Россия, чтобы "пойти на Восток", а для Китая — чтобы "пойти на Запад".


Заместитель главы представительства Государственного банка развития Китая в Москве Чжао Хунту, в свою очередь заявил, что проект создания коридора "Европа — Западный Китай" станет важной частью Евразийского моста, а также показательным проектом в рамках реализации стратегического сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. "Проект имеет актуальное значение в содействии развитию сотрудничества в отраслях инвестирования, торгово-экономической и логистической не только между Китаем и Россией, Китаем и Казахстаном, но и Китаем и Европой", — отметил Чжао Хунту.


Алафинов, отвечая на вопрос об ограничениях на участие иностранных компаний в проекте, заявил, что "нет никаких ограничений для участия любых иностранных компаний и инвесторов". При этом он отметил, что участие инвесторов какой-то одной группы "не создает правильную конкуренцию". По его словам, конкуренция между западно-европейскими и азиатскими инвесторами позволяет России привлечь лучшие предложения. "У нас есть одни партнеры, будут вторые партнеры, и на стыке мы будем получать лучшие условия для проекта", — сказал Алафинов.


Генеральный директор ФЦПФ (Группа ВЭБ) Александр Баженов также заверил, что "с точки зрения российских банков не существует ограничений финансирования концессионеров".


Уточненные условия по участию инвесторов в проекте будут предоставлены в правительство РФ, которое будет принимать решение о реализации проекта и его основных параметрах. В частности, речь идет размере капитального гранта, трассировке, категории дороги, юридической модели реализации проекта и основных условиях соглашений с инвесторами.


Проект создания международного транспортного маршрута "Европа – Западный Китай" является одним из ключевых в составе масштабного проекта Экономического пояса Шелкового пути, строительство которого инициировано председателем КНР Си Цзиньпинем и поддержано президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.