Конструкции железодорожных пролетных строений
Применение в железнодорожных пролетных строениях с ездой поверху железобетонной проезжей части, включенной в совместную работу со стальными балками, дает много преимуществ по сравнению с применением деревянных поперечин. Увеличиваются вертикальная и горизонтальная жесткость, что позволяет понизить высоту пролетного строения, соответственно уменьшив высоту насыпи, и сократить расстояние между главными балками, уменьшив ширину опор. Увеличивается долговечность стальных верхних поясов, так как улучшается защита их от коррозии и устраняются вызывающие усталостные трещины многократно повторные перенапряжения от изгиба полок при неравномерном опирании на них поперечин. Для пролетов более 40—45 м отпадает необходимость в устройстве поддерживающей поперечины балочной клетки, что уменьшает расход стали на 20—25%, упрощает конструкцию и повышает ее надежность. Выявляются отмеченные ранее преимущества, связанные с применением езды на балласте или безбалластного мостового полотна. Железнодорожные сталежелезобетонные пролетные строения обычно имеют балочно-разрезную систему. Предварительное напряжение, направленное на разгрузку стальной части конструкции в результате дополнительного обжатия железобетонной плиты, обычно не применяют, так как большая временная вертикальная нагрузка полностью использует сопротивление бетона сжатию. Действующие типовые проекты железнодорожных сталежелезобетонных пролетных строений Гипротрансмоста (рис. 25.11) охватывают пролеты 18,2; 23, 27, 33,6; 45 и 55 м; конструкции предусмотрены обычного и северного исполнения. Стальная часть каждого пролетного строения состоит из двух сварных главных балок двутаврового несимметричного сечения. Верхний пояс принят по всей длине постоянного сечения, а нижний — переменного. Пролетные строения 18,2—33,6 м сварные цельноперевозимые, не имеют монтажных стыков. Пролетные строения 45 и 55 м имеют монтажные соединения на высокопрочных болтах, перевозятся плоскими блоками. Наибольшая длина блока 23 м. Железобетонное балластное корыто — сборное, отличается сравнительно высокими ребрами над главными балками, что необходимо как для увеличения рабочей высоты конструкции и уменьшения сечения пакета стального нижнего пояса, так и для осуществления принятой конструкции объединения железобетонной и стальной части конструкции (см. ниже). Пролетные строения 18,2; 23 и 27 м устанавливают в пролет консольными кранами ГЭК-50 или ГЭПК-130 целиком, с уложенным и включенным в работу балластным корытом. Пролетные строения 45 и 55 м монтируют обычно краном ГЭК-80 пространственными блоками с устройством временных опор под монтажными стыками. Оригинально отработаны отечественные конструкции соединений в сборной железобетонной проезжей части; они выполняются без мокрых работ, что исключает: удлинение сроков монтажа и простои консольных кранов, связанные с выстаиванием бетона омоноличивания для набора прочности; необходимость прогрева швов при монтаже в зимних условиях. Объединение со стальной конструкцией осуществляется на высокопрочных болтах посредством закладных деталей, состоящих из гибкого горизонтального листа с отверстиями для болтов, боковых листов, охватывающих нижнюю часть железобетонного ребра, и петлевых анкеров из полосовой стали (рис. 25.12). Железобетонные блоки изготовляют на заводе в опалубочных формах повышенной точности, являющихся кондуктором для размещения закладных деталей и обеспечивающих проектное расположение в пространстве и строгую плоскостность торцовых стыковых поверхностей блоков. Отверстия в закладных деталях и в верхних поясах рассверливают по кондукторам; диаметр отверстий, на 6 мм превышающий диаметр болтов, обеспечивает вполне достаточное для постановки болтов совмещение отверстий в плане. Блоки стыкуют с нанесением эпоксидного клея (подогретого при работах в зимнее время) на их торцевые поверхности и обжатием шва горизонтально работающими домкратами. Для пролета 66 м применяется коробчатая конструкция, отличающаяся от 55-мой устройством нижней стальной ортотропной плиты. В последние годы возрастает применение железнодорожных сталежелезобетонных пролетных строений с безбалластным мостовым полотном. В Чехии, ГДР и ФРГ построено много таких пролетных строений, в том числе с объединением железобетона и стали высокопрочными болтами, обжимающими железобетон (рис. 25.13). |