Место металлических мостов в мостостроении и металлостроительстве
Главным преимуществом металлических пролетных строений перед железобетонными является значительно меньшая масса, что серьезно упрощает транспортирование и монтаж, уменьшает объемы опор и оснований и позволяет особенно эффективно перекрывать большие пролеты. Металлические конструкции постоянных мостов весьма индустриальны, они изготовляются только, на заводах, причем в России в подавляющем большинстве случаев на специализированных заводах мостовых металлических конструкций. Главными недостатками металлических пролетных строений по отношению к железобетонным являются существенно больший расход стали и необходимость периодического возобновления окраски. Суммарный объем применения железобетонных пролетных строений в настоящее время значительно больше, чем металлических. Это относится прежде всего к автодорожным, и особенно к городским мостам. В железнодорожных мостах с ездой понизу, а при пролетах свыше 30 м также и с ездой поверху заметно преобладает применение металлических пролетных строений. На советских заводах мостовых металлических конструкций системы Минтрансстроя примерно 85% продукции составляют железнодорожные пролетные строения и только 15% пролетные строения автодорожных и городских мостов. Многочисленные попытки установить размеры пролетов, четко разграничивающие области рационального применения металлических и железобетонных пролетных строений для мостов каждого вида, оказались в общем несостоятельными. Материал пролетного строения, особенно для автодорожных и городских мостов, следует выбирать по результатам сравнения соответствующих конкретных вариантов. Предпочтительность металлических мостов в больших пролетах и железобетонных в меньших следует считать сейчас только тенденцией, которая далеко не всегда оказывается определяющей. Район строительства, условия размещения заказа на заводе-изготовителе (металлических или железобетонных конструкций), оснащение и опыт монтажной организации и другие конъюнктурные условия часто оказываются решающими при выборе основного материала конструкции. В настоящее время железобетонные предварительно напряженные автодорожные и городские мосты оказываются иногда выгодными для пролетов до 200—300 м (преимущественно в зарубежных странах). С другой стороны, металлические пролетные строения в труднодоступных районах выгодны даже при пролетах 15—24 м. Действующее в России из условий экономии стали запрещение применять металлические автодорожные мосты пролетами менее 42 м не распространяется на труднодоступные районы, составляющие большую часть территории нашей страны. Объем металлического мостостроения в общем объеме металлостроительства занимает очень небольшую часть. В России ежегодно монтируют около 6 млн. т строительных металлоконструкций, из которых на металлические пролетные строения мостов приходится всего только 100—120 тыс. т. С достижением проектных мощностей новыми заводами мостовых металлических конструкций (Уланудинским, Борисовским, Курганским) будет монтироваться до 200 тыс. т металлических мостов в год; таким образом, доля металлического мостостроения в металлостроительстве составляет у нас всего 2—3%. Ho значение металлического мостостроения для металлостроительства в целом никак не определяется тоннажем изготавливаемых и монтируемых конструкций. Многие крупные инженеры и ученые —специалисты по металлическим конструкциям и строительной механике начинали свою деятельность в качестве мостовиков. В наше время металлическое мостостроение остается той сферой, из которой часто исходят новые идеи и решения, распространяясь затем на все металлостроительство. Примерами могут служить предварительное напряжение и регулирование стальных конструкций, сталежелезобетонные конструкции, ортотропные плиты, бистальные балки, монтажные соединения на высокопрочных болтах и т. д. |