Войти  |  Регистрация
Авторизация

Влияние деформаций рам на работу неразрезных прогонов



В случаях, когда не предусмотрены специальные меры, в неразрезных прогонах, особенно в их крайних пролетах, возникают дополнительные изгибающие моменты и поперечные силы, связанные с деформациями рам каркаса. В максимальной степени этот эффект проявляется для прогонов, расположенных в пролетных участках рам и практически отсутствует в зонах, где ригель рамы опирается на крайние и промежуточные стойки. Наиболее опасны случаи, когда вместо крайних рам устанавливается жесткий в вертикальном направлении торцовой фахверк. Здесь разница в вертикальных осадках первой и второй опор прогонов приблизительно в 2—2,5 раза превышает разницу осадок опор для зданий с торцовыми рамами. Схема деформаций и эпюра дополнительных изгибающих моментов в неразрезных прогонов, возникающих при перемещениях рам под нагрузкой представлена на рис. 1.
Влияние деформаций рам на работу неразрезных прогонов

В дальнейшем будем рассматривать влияние деформаций рам на работу наиболее опасного, в этой ситуации, крайнего пролета неразрезного прогона. Учитывая, что часто применяются схемы каркасов с уменьшенным крайним шагом рам, крайний пролет прогона обозначим через кl, где k≤1.
Положительное влияние на уменьшение дополнительных моментов от осадки рам может оказать податливость болтовых соединений неразрезных прогонов, обусловленная наличием зазоров между телом болта и кромками отверстий. Для оценки этого влияния рассмотрим однопролетный шарнирно опертый прогон с консолью, правая опора которого перемещается вверх на расстояние, равное зазору δ, а левая вниз на величину fδ ( рис. 2).
Влияние деформаций рам на работу неразрезных прогонов

Максимальное свободное перемещение fδ найдется как
Влияние деформаций рам на работу неразрезных прогонов

Как видно из формулы (2), величина предельного свободного перемещения fδ зависит только от величины зазора δ и относительной длины консоли прогона ξ и не зависит от величины его пролета. Это позволяет обобщить полученные выше выводы на любые пролеты прогонов. Так, при δ = 0,15 см; ξ = 0,1; k = 1; получим fδ =1,5 см.
В то же время, деформации рам могут достигать достаточно больших величин. Так, по действующим нормам для различных пролетов рам, предельно допустимые деформации будут равны: при L = 18 м, flim = 7,7 см; при L = 24 м, flim = 9,6 см; при L = 36м, flim = 12 см; при L = 48 м flim = 16 см и т.д.
Сравнивая величину свободной деформации прогонов с деформациями рам, увидим, что первые составляют 5—10 % от последних. Таким образом, податливость болтовых соединений прогонов несколько разгружает их при осадке опор, которыми являются рамы.
Расчетную величину деформации рам, учитываемую при определении дополнительных изгибающих моментов в прогонах найдем с учетом разгружающего эффекта податливых болтовых соединений:
Влияние деформаций рам на работу неразрезных прогонов

При наличии торцевого фахверка величина f0 равна деформациям рамы, установленной непосредственно за фахверком. Если вместо торцевого фахверка установлена рама такого же сечения, как и рядовые, деформацию f0 следует умножать на поправочный коэффициент 0,6 при равных шагах рам и приблизительно на 0,65—0,7 при величине крайнего шага рам, равного 0,9 или 0,8 величины пролета рядового прогона соответственно.
Влияние осадки опор на работу неразрезных прогонов рассмотрим на примере многопролетной балки у которой крайняя опора получает принудительное смещение на величину fef. Остальные опоры не перемещаются относительно друг друга, что вполне отражает реальную работу неразрезного прогона, опирающегося на вторую, третью и последующую рамы, имеющих приблизительно одинаковые прогибы. На рис. 3 представлена расчетная схема такой балки и эпюра изгибающих моментов, возникающих при перемещении крайней опоры.
Дополнительные изгибающие моменты на опорах В и С найдем как
Влияние деформаций рам на работу неразрезных прогонов

Влияние деформаций рам на работу неразрезных прогонов

Расчетные моменты в неразрезных прогонах, возникающие при осадке рам, находятся по формулам:
— для первого пролета:
Влияние деформаций рам на работу неразрезных прогонов

В формулах (6) и (7) изгибающие моменты на опорах В и С — M0,b и M0,c определяются без учета податливости опор.
Как показывают расчеты, влияние осадки крайней опоры на второй и последующие пролеты не существенно и им можно пренебречь.
Для уменьшения влияния перемещений рам на работу прогонов можно рекомендовать следующее:
1. Задание очертания верха крайней рамы или балок торцевого фахверка в соответствии с наружным контуром второй рамы, определенном с учетом ее деформаций под нагрузкой;
2. Специальную разбивку отверстий в зоне сопряжения прогонов, позволяющую задать требуемый подъем крайнего прогона;
3. Увеличение диаметра отверстий в узлах сопряжения прогонов на второй опоре с целью увеличения возможных свободных перемещений крайнего прогона и уменьшения расчетных деформаций fef, определяемых в соответствии с формулой (3). Этот подход, как и рекомендация 2, требует тщательных расчетов, исполнения и монтажа;
4. Увеличение шага рам с целью уменьшения относительной жесткости системы прогонов за счет увеличения их длины. Дополнительные усилия в прогонах при этом уменьшаются пропорционально квадрату их длины. Учитывая, что с увеличением пролета увеличивается и сечение прогонов, уменьшение дополнительных усилий будет происходить не так быстро;
5. Уменьшение шага прогонов и применение за счет этого сечений с относительно меньшей изгибной жесткостью, что также приводит к уменьшению дополнительных усилий в прогонах.
В практической работе наиболее предпочтительным является первый способ, который в сочетании с четвертым и пятым способами позволяет практически ликвидировать негативное влияние деформаций рам на работу прогонов.
В случаях, когда не приняты меры, уменьшающие или компенсирующие дополнительные усилия в неразрезных прогонах при деформировании рам, на крайнюю раму или торцевой фахверк передаются дополнительные вертикальные силы ΔР, величину которых можно определить по формуле:
Влияние деформаций рам на работу неразрезных прогонов

где Mb — изгибающий момент на второй опоре неразрезного прогона (опора В), возникающий при перемещении крайней опоры на величину
Одновременно с догружением крайней рамы или торцевого фахверка, происходит разгружение второй рамы приблизительно на величину ΔР. В практических расчетах это разгружение обычно не учитывается.
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent