Войти  |  Регистрация
Авторизация

Оценка влияния изгиба фланцев на напряженное состояние и прочность болтов



Ранее были рассмотрены случаи, когда на затянутые болты фланцевого соединения действует только растягивающая нагрузка, приложенная центрально относительно оси болта. Фактически, кроме осевой нагрузки, на болты действуют и изгибающие моменты, возникающие вследствие непараллельности поверхностей фланцев на которые опираются гайка и головка болта. Исключая дефекты изготовления самих болтов, непараллельность опорных поверхностей обусловливается двумя основными причинами:
— допусками при прокатке листового проката фланца и неточностями изготовления фланцевых соединений;
— деформированием фланцев под нагрузкой.
Как показывают экспериментальные исследования, основной причиной появления изгибающих моментов в болтах является деформирование фланцев под нагрузкой. В особой степени это относится к тонким фланцам.
Влияние перекоса опорных поверхностей на напряженное состояние затянутого болта рассмотрено в работе, где исследовалась работа болтового соединения (шпильки) при заданном угле перекоса опорных поверхностей а (рис. 7).
Оценка влияния изгиба фланцев на напряженное состояние и прочность болтов

Из уравнения изгиба растянуто-изогнутого стержня шпильки, авторами работы было получено выражение для определения изгибающего момента M0 в затянутой шпильке
Оценка влияния изгиба фланцев на напряженное состояние и прочность болтов

и напряжений в шпильке, вызванных действием изгибающего момента
Оценка влияния изгиба фланцев на напряженное состояние и прочность болтов

В формулах (33) и (34) приняты следующие обозначения: σ0 — напряжение в болте от усилий предварительной затяжки; lb, db — длина и диаметр шпильки; E — модуль упругости стали шпильки.
Было выяснено, что наибольшие напряжения в шпильке возникают обычно в месте вворачивания ее в корпус. Эти формулы могут быть применены и к болтам фланцевого соединения, но при этом в качестве длины lb следует подставлять, в силу симметрии соединения, толщину фланца tfl.
Как видно из формулы (34), напряжения изгиба в болте (шпильке) уменьшаются при увеличении соотношения длины болта к его диаметру. Применительно к фланцевым соединениям это означает, что влияние изгиба в соответствии с работой наиболее опасно для тонких фланцев, что в сочетании с их большей деформативностью по сравнению с толстыми фланцами, требует осторожного подхода к расчету болтов таких соединений.
В отличие от работы, при определении изгибающих напряжений в болтах фланцевых соединений, неизвестной величиной является угол перекоса опорных поверхностей а. В нашем случае этот угол зависит от толщины фланцев, расстояния между болтом и примыкающими элементами двутавра (пролет фланца), внешнего усилия, приложенного к соединению и т. д. Существенным усложнением задачи является влияние самого затянутого болта на деформации фланца.
Оценка влияния изгиба фланцев на напряженное состояние и прочность болтов

Учитывая сложность задачи, попробуем оценить влияние деформаций фланцев на изгиб болта, принимая некоторые упрощающие допущения, а именно (рис. 8):
1. Расчетную модель фланца примем в виде трехпролетной шарнирно-опертой балки, средний пролет которой равен расчетному пролету фланца L1, а крайние пролеты L2 равны расстоянию от оси болта до центра приложения рычажных сил;
2. Трехпролетная балка нагружена сосредоточенной силой Р, передающейся от присоединяемого элемента и приложенной в центре среднего пролета;
3. Угол поворота фланца а определяется как усредненный угол на участке, равном ширине головки болта. При этом считается, что точка А, расположенная на внешней стороне болта, не перемещается;
4. При определения угла перекоса а рассматривается предельное состояние фланца с учетом допустимого уровня развития упругих или пластических деформаций в средней зоне фланца;
5. Считается, что фланцы плоские и при затяжке в болтах возникают только растягивающие напряжения, а изгибные напряжения равны нулю.
При повороте головки болта на угол α в его теле возникает изгибающий момент
Оценка влияния изгиба фланцев на напряженное состояние и прочность болтов

Напряжения, вызываемые изгибом стержня болта
Оценка влияния изгиба фланцев на напряженное состояние и прочность болтов

Угол перекоса опорных поверхностей болта α определялся в соответствии с разделом 3.7. Для наиболее распространенных фланцевых соединений с болтами M 24 установленных с шагом а = 7 см, при достижении напряжений в средней части фланца расчетного сопротивления Ryfl, угол а приблизительно равен:
Оценка влияния изгиба фланцев на напряженное состояние и прочность болтов

где Ryjl и E — расчетное сопротивление и модуль упругости стали фланца.
Напряжения в болте от момента M (без учета влияния его изгибной жесткости на деформирование фланцев) найдутся как
Оценка влияния изгиба фланцев на напряженное состояние и прочность болтов

Для приближенного учета влияния изгибной жесткости болта на деформации фланца, введем поправочный коэффициент, зависящий от соотношения погонной изгибной жесткости фланца ifl и болта
Оценка влияния изгиба фланцев на напряженное состояние и прочность болтов

Тогда изгибные напряжения в болте будут равны:
Оценка влияния изгиба фланцев на напряженное состояние и прочность болтов

Здесь kM — эмпирический коэффициент, учитывающий предварительное натяжение и шаг болтов, разницу между фактическим и теоретическим углом поворота головки болта и т.д. В зависимости от величины и соотношения этих парам величина коэффициента kM может существенно колебаться. Для заданных ранее условий можно принимать kM = 0,3-0,6, в среднем kM = 0,5.
Оценка влияния изгиба фланцев на напряженное состояние и прочность болтов

Для фланцев с различной толщиной и при вышеназванных условиях, величина поправочного коэффициента ρ приведена в табл. 3. Там же приведены значения изгибных напряжений в высокопрочных болтах, при напряжениях во фланцах, равных расчетному сопротивлению Ryfj и при kM = 0,5. На рис. 9 представлены графики изменения коэффициента р и изгибных напряжений в болте σM в зависимости от толщины фланца.
Оценка влияния изгиба фланцев на напряженное состояние и прочность болтов

Как видно из таблицы и графиков, изгибные напряжения в болтах имеют экстремум при определенной толщине фланца, уменьшаясь для более тонких или более толстых фланцев. Максимальное напряжение σM = 865 кг/см2 возникает для фланцев толщиной около 2 см, что составляет около 17 % от предела прочности стали 40Х «Селект», равного 11 000 кг/см2. Учитывая, что расчетное сопротивление высокопрочных болтов назначается равным 0,7 от их предела прочности, можно считать, что их прочности с учетом изгиба обеспечен.
При динамических или циклических нагрузках, а также при воздействии низких температур следует рекомендовать введение дополнительного коэффициента условия работы γc = 0,85—0,9. Вопрос работы болтов в таких фланцевых соединений требует дальнейшего изучения.
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent