Войти  |  Регистрация
Авторизация

Напряженное состояние элементов рам



Прежде всего, оценим параметры, характеризующие напряженное состояние элементов рам, а именно:
— долю напряжений в сечении от продольной силы и изгибающего момента;
— диапазоны изменения приведенного эксцентриситета mef;
— соотношение усилий в элементе от нагрузок, действующих непосредственно на него в промежутке между точками раскрепления и глобальных усилий, приходящихся с соседних элементов.
Напряженное состояние элементов рам

Для оценки этих парам рассмотрим однопролетную шарнирно опорную раму, загруженную равномерно распределенной нагрузкой (рис. 2 а). Так как расчеты носят оценочный характер, для определения усилий используем формулы, приведенные в и усредненные характеристики сечений ригеля и стойки. Горизонтальными нагрузками, действующими в рамные конструкции (ветер, краны) пренебрежем, ввиду их относительно малого влияния на общее напряженное состояние рамы.
Изгибающие моменты в месте сопряжения ригеля со стойкой рамы Ms и в середине пролета Mr будут равны:
Напряженное состояние элементов рам

Продольные силы в стойке Ns и ригеле рамы Nr находим по формуле
Напряженное состояние элементов рам

В формулах (1) и (2) H и L высота и пролет рамы; k = Jr*H/Js*L — соотношение погонных жесткостей ригеля и стоек рамы.
Относительный эксцентриситет продольной силы для сжато-изогнутого элемента равен:
Напряженное состояние элементов рам

Для сварных двутавров при α=0,4-0,8, ψ=2,7-3,2.
Из опыта реального проектирования для однопролетных рам переменного сечения можно принять следующие равенства: L/hs=20-35; H/hs=6+12; L/hr=20+35; L/hr=20-35; H/L=0,15+0,5; k=0,15-0,75; 1/2(3 + 2k)=0,11-0,15.
Относительный эксцентриситет для стойки, с учетом формул (1), (2), (3) и (6) будет равен
Напряженное состояние элементов рам

С учетом полученных диапазонов изменения парам, входящих в формулу (7), найдем, что величина относительного эксцентриситета для стойки находится в пределах ms=6-17. Приведенный эксцентриситет элементов рам двутаврового сечения определим в соответствии по формуле mef.s=η*ms, где коэффициент влияния формы сечения для двутаврового элемента рамы, приближенно равный η=1,25 . Тогда mef.s=7,6-21.
Аналогично — для ригеля рамы:
Напряженное состояние элементов рам

Далее найдем диапазоны изменения относительной величины нормальных напряжений возникающих от действующей в элементе продольной силы. Формулу для проверки прочности сечения рамы
Напряженное состояние элементов рам

Учитывая принятые выше диапазоны изменения относительного эксцентриситета m, определим долю напряжений от продольной силы для различных элементов рамы:
— в стойке: при mef.s=7,6-21 kσN=0,06/0,12;
— в ригеле у стойки: при msr=20-48 kσN=0,026/0,059;
— в пролете ригеля: при mr=13-60 kσN=0,020/0,087.
Эти данные относятся к сечениям рамы, в которых действуют максимальные изгибающие моменты, т.е. возникающие в зоне сопряжения стоек с ригелем и в его середине. В остальных сечениях, изгибающие моменты существенно меньше при приблизительно одинаковой продольной силе, и поэтому приведенные эксцентриситеты в этих местах также будут меньше. Сечения рам здесь обычно сильно недогружены и опасность потери их устойчивости значительно меньше, чем в рассматриваемых выше зонах.
Далее определим соотношение усилий в отдельном элементе рамы от нагрузок, действующих непосредственно на рассматриваемый элемент, и усилий, приходящихся на него с примыкающих элементов. Для этого также рассмотрим однопролетную раму, загруженную равномерно распределенной нагрузкой. Будем считать, что элементы рамы раскреплены от потери устойчивости по изгибно-крутильной форме поперечными связями, расположенными на расстоянии l друг от друга (рис. 2 б). Обычно такие связи располагают в местах установки обычных горизонтальных связей, размеры ячейки которых приблизительно равны шагу рам. Общее число таких участков обозначим через n, тогда длина одного участка будет равна l = L/n.
Рассматривая раскрепленный участок рамы как шарнирно-опертую балку пролетом l, найдем локальный изгибающий момент Ml от нагрузки q
Напряженное состояние элементов рам

Сравним локальный момент Ml с глобальными изгибающими моментами, действующими в раме как в единой конструкции. Моменты в ригеле определим по формулам и представим их в виде:
Напряженное состояние элементов рам

Используя полученные ранее диапазоны изменения параметра k, получим, что ψs = 0,44/0,6 и ψr = 0,4/0,56. Число участков ригеля n, раскрепленных связями с шагом l≤6 м для рам различных пролетов приведено в табл. 1. Там же приведены значения парам ηs и ηr.
Как видно из таблицы, нагрузки, действующие непосредственно на расчетный элемент рамы, вызывают в нем изгибающие моменты, не превышающие по величине нескольких процентов от максимальных глобальных моментов, получаемых при расчете рамы как единой конструкции. Это говорит о том, что вклад поперечных сил, действующих на элемент рамы в суммарную энергию деформирования элемента весьма невелик, а основная доля приходится на глобальные изгибающие моменты, действующие на концах расчетного элемента.
Напряженное состояние элементов рам

Обобщим вышесказанное:
а) преобладающими усилиями, действующими в элементах однопролетных рам, являются изгибающие моменты. Величина приведенных эксцентриситетов в наиболее напряженных сечениях ригеля находятся в пределах от 13 до 60; в стойке от 7,6 до 21. Для многопролетных рам приведенные эксцентриситеты в ригеле будут еще больше;
б) напряжения от продольных сил в элементах рам незначительны, и равны (0,02-0,09) R в ригеле и (0,06-0,12) Ry в стойках;
в) основной вклад в напряженное состояние элементов рам, расположенных между поперечными связями вносят глобальные усилия, возникающие при работе рамы как единой системы. Усилия от нагрузок, действующих непосредственно на рассматриваемый элемент, составляют всего 2-10 % от общих усилий, действующих в элементе (при пролетах рамы 24 м и более).
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent